Любая школа уникальна, у каждой — свои особые задачи и путь развития. Однако есть ценности, важные для всех. В их числе — комфортность образовательной среды, которая является одним из главных ориентиров развития. Логика здесь проста и понятна: если дети, учителя начинают ощущать себя в школе более комфортно, значит, школа развивается.
В СШ № 4 воспитанием и образованием 737 ребят занимаются 67 педагогов, а заботятся, неустанно и разнопланово, все. А что можно сказать о том, как живется и работается сотенному коллективу учреждения образования? Об этом и спросим у директора Анны Моисеенко и ее заместителей — Тамары Карцевой, Светланы Сувеевой и Оксаны Черникевич.
Комфортность и активность
Не секрет, что труд учителя сопряжен с немалым напряжением. Снизить их — задача не из легких, но стараемся. Казалось бы, такая простая вещь — замена старых окон, выходящих на шумную, особенно по утрам, Юбилейную. Но насколько легче стало работать учителям, когда снизился уровень шума в классах! И для здоровья, и для души — озеленение: в здании школы им занимается технический работник Алла Горецкая, а благоустройство территории — общая забота учителей и учеников — не раз оценивалось как лучшее среди школ.
С психологическими нагрузками сражаемся… нагрузками физическими. Знаете, как праздновали День учителя в этом году? По инициативе профсоюза вместо традиционного концерта провели спартакиаду: педагоги соревновались в перетягивании каната, эстафетах, даже стрельбе из мелкокалиберки. Эмоций получили, без преувеличения, на целый год. Со спортом вообще дружим: сборная школы по волейболу в прошедшем году стала первой на районных соревнованиях, большая часть команды участвовала в зональных и областных соревнованиях, а двое — «пробились» на республиканские. Благодаря активности и инициативности чуть более года назад избранного председателя профсоюза Ирины Бильдюк постоянно бываем в столичных театрах, исторических местах Беларуси. Обмениваемся впечатлениями с учащимися — они у нас тоже большие любители путешествий.
Принцип взаимного дополнения
Школьный коллектив — это своего рода большая семья, состоящая из людей разных возрастов и профессий, дополняющих друг друга. На ежегодном «семейном» празднике «По труду и честь», который проводится со дня основания школы, награждаем лучших учеников, педагогов, технических работников, все вместе поздравляем юбиляров с 50, 55, 60-летием. Старшее поколение — 25 ветеранов педагогического труда — не только приглашаем на мероприятия, но и постоянно находимся «на связи» через председателя школьной ветеранской организации Валентину Алексеевну Никитину и детские волонтерские отряды, которые «закреплены» за каждым из заслуженных учителей. Такие отношения в коллективе, ощущение взаимоподдержки, значимости и «нужности» каждого — весомая часть нашей школьной жизни.
Главное направление
Психолог Абрахам Маслоу утверждал, что «стадии самореализации» — высшей ступени в иерархии потребностей человека — достигает не более 2% людей. В нашем коллективе таких много больше. При этом реализуют себя в самых разных сферах: профессиональной специализации — как дипломанты международного конкурса «Педагогическая весна» Антонина Подгол и Елена Ермалинская, творчестве — как участники множества концертов районного уровня Алеся Букач, Андрей Кравченко и Алексей Шунько, спорте — как Игорь Пугач, который сейчас служит в армии… Или материнстве: на сегодня дюжина наших коллег находится в счастливом отпуске — по уходу за ребенком.
Главное для каждого из нас — делать жизнь лучше и комфортнее, найти свой путь. И — помочь в этом детям. Ведь ученикам от учителей передаются не только знания…
Я недавний выпускник СШ4, и хорошо помню, какие отличные люди работают в ней. А то, что администрация заботится о комфорте и школьников, и коллектива, замечал, еще будучи учеником. Хорошо это, и на пользу.