История условно-бесплатных военных поставок из США и Англии в СССР наиболее, пожалуй, мифологизированная страница Второй мировой войны. А все потому, что сразу после победы над нацистами США и СССР развязали «холодную войну», в которой эти поставки стали удобным идеологическим козырем для противостоящих сторон. Заокеанские политтехнологи аргументированно утверждали, что без американской помощи коммунистическая Россия была бы разбита и уничтожена. Советские же пропагандисты, не менее выразительно жонглируя бесспорными фактами, доказывали мизерность и, в сущности, бесполезность подачек «сквалыжного дяди Сэма».
Что необычно — правы (точнее — одинаково близки к правде) были обе враждующие стороны…
Налетай, подешевело!
Когда началась война, США придерживались политики изоляционизма, т.е. невмешательства в европейские дела. Эта позиция отражала обиду на Англию и Францию, показавших наивным янки «крупный кукиш» при подведении итогов Первой мировой войны. Поэтому мало кто из американцев осознавал, что такое нацизм, и мало кто хотел помогать коварным англичанам и лицемерным французам. К счастью, президент США Франклин Рузвельт относился к понимающему меньшинству, и именно он стал инициатором разработки программы помощи странам, противостоящим Третьему рейху.
Закон о ленд-лизе (займ-аренде) начал действовать с осени 1940 года и предусматривал передачу военно-стратегических материалов, техники, вооружения, продуктов питания и массы других ценностей странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Первой американскую помощь стала получать Великобритания, а осенью 1941 действие ленд-лиза распространилось и на СССР.
Поставки велись на следующих условиях: техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. После окончания войны долж-но было оплачиваться только уцелевшее и пригодное для гражданских целей имущество.
На первый взгляд — аттракцион невиданной щедрости, на самом деле — тонкий расчет, дальновидность которого стала очевидна 7 декабря 1941 года. В этот день японская авиация уничтожила Тихоокеанский флот, и США неожиданно для себя стали воюющей державой. Однако военная промышленность страны быстро развивалась уже целый год — обслуживая ленд-лизовскую программу. Фактор времени был исключительно важен для Америки, поскольку в период изоляционизма ее ВПК хирел и чах от отсутствия крупных государственных заказов. Красноречивый пример: к моменту вступления в войну армия США имела всего 400 танков — почти в 60 раз меньше, чем СССР весной сорок первого. А ведь прежде, чем выпускать бронетехнику (самолеты, патроны, солдатские ботинки, офицерские галстуки — список бесконечен) требовалось построить огромное количество новых заводов и фабрик…
С момента начала мобилизации экономики и до ее полного «разгона» проходит четыре года, но благодаря ленд-лизовской форе США уложились в три: к маю победного тех же танков американские заводы успели наштамповать 86,5 тыс. штук. Для сравнения: за годы войны Великобритания выпустила 25,1 тыс. танков, Германия — 65,1 тыс., СССР — 102 тысячи.
Стоимость поставок по ленд-лизу составила около 50,1 млрд долларов США (эквивалентно примерно 610 млрд в нынешних ценах), из которых 31,4 млрд составила доля Великобритании, 11,3 — СССР, 3,2 — Франции и 1,6 — Китая.
Примерно на тех же условиях, что и США, помощь СССР оказывала Великобритания. Англичане преимущественно поставляли различную боевую технику и высокотехнологическое оборудование, хотя валовый объем британской помощи по понятным причинам был довольно скромным.
Размер имеет значение?
По критически важным для Советского Союза позициям ленд-лизовские поставки составляли 20-30% собственного производства, а иногда были намного выше (бронетранспортеры — 100%, паровозы — 72%, автомобили — 64%, алюминий — 55%, авиационный бензин — 40% и т.д.). Однако в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья доля ленд-лизовской продукции советскими историками оценивалась всего в 4%. Точность методики этого расчета оспаривается англо-американскими специалистами, но в данном случае разногласия в оценках не принципиальны. Гораздо важнее распределение помощи по времени, а здесь все однозначно: две трети поступило в 1943-45 годах, когда в войне уже наметился перелом.
Получается, что СССР действительно был в состоянии выиграть войну собственными силами. Но — куда более дорогой ценой.
Советский Союз мог реагировать на нехватку имущества, поставляемого по ленд-лизу, двумя способами. Первый — игнорировать проблему. В результате войска терпели бы недостаток автомобилей, самолетов, средств связи, боеприпасов, продуктов питания и еще множества необходимых для ведения войны вещей. Второй — увеличить собственное производство недостающей продукции, но рабочую силу и материальные ресурсы можно было получить, только отобрав их у фронта. Таким образом, при выборе любого из до-ступных путей «импортозамещения» РККА становилась слабее. Соответственно, война длится дольше, потери становятся выше. К тому же, по окончании войны с Германией между куда более ослабленным СССР и еще более усилившимися США складывается совсем иное соотношение сил — со всеми вытекающими геополитическими неожиданностями.
Говоря о роли ленд-лиза в победе СССР необходимо также помнить, что тема англо-американских поставок неоднократно становилась причиной для жестких нападок Сталина на Черчилля и Рузвельта. Поводом для обвинения союзников в двуличии, жадности и прочем «умышленном вредительстве» советский вождь считал частые срывы сроков доставки и уменьшение оговоренных объемов помощи. Справедливости ради нужно признать, что Иосиф Виссарионович обычно гневался не по делу. В основном перебои в поставках происходили из-за неумения уполномоченных представителей советской стороны четко формулировать свои требования к предприятиям, выполнявшим их заказы, и острейшей нехватки транспортных судов у англичан и американцев.
С учетом «узких мест» в логистике следует признать: ленд-лизовская помощь оказывалась СССР в объеме, близком к максимально возможному.
Долг и платежи
Американцы предоставили странам-получательницам счет за свою помощь через несколько лет после войны, и, прямо скажем, с оплатой не торопили. Объем долгов Великобритании перед США — 4,33 млрд долларов, и эта сумма выплачивалась до 29 декабря 2006 года. Остаточная стоимость задолженности Китая была определена в 180 млн долларов, и она до сих пор не погашена. Французы рассчитались 28 мая 1946 года, предоставив Штатам ряд торговых уступок.
Первоначально долг СССР был определен в размере 2,6 млрд долларов, однако уже в 1948 году эта сумма была снижена до 1,3 миллиарда. Союз за-явил, что сумма завышена и оплачиваться не будет. В 1951 году долг был снижен до 800 млн долларов, а в 1972 году «усох» до 722 миллионов. Советский Союз наконец согласился его обслуживать, однако только при условии предоставления ему выгодного кредита. Из установленной суммы было выплачено всего 48 миллионов долларов, а потом правительство нашло формальный повод прекратить платежи.
Только в 1990 году было достигнуто соглашение, которое СССР и его правопреемница — Российская Федерация — выполняют без уверток. Во всяком случае — до настоящего времени: 672 млн долларов в срок до 2030 года. На данный момент непогашенная сумма ленд-лизовского кредита составляет около 100 миллионов.