Детские мечты о будущей профессии сбываются далеко не у всех: «перегорели», тенденции в профессиональной среде с годами поменялись. И те, кто когда-то грезил стать космонавтами, становятся банкирами, бухгалтерами. Ирина Буденок, воспитатель ГУО «Ясли-сад №12 «Улыбка», о космических просторах не мечтала.
С детства хотела стать воспитателем. И спустя годы вернулась к родным берегам, в ясли-сад, в группу, куда когда-то маленькой водили ее саму. Здесь она работает без малого 23 года. В интегрированной группе, в которой насчитывается 15 подопечных, под началом Ирины занимаются дети от 3-х до 5-ти лет.
— Родителей слово «интегрированная» почему-то вводит в заблуждение. Многие поначалу остерегаются и не отдают к нам своих детей, — рассказывает воспитатель. — А ведь у нас занимаются совершенно обычные детки. Только у них имеется нарушение речи. Наоборот, большое преимущество в том, что именно с ними усиленно занимаются логопед, психолог. Потом родители, конечно, просят взять их малышей. Но группа уже набрана, приходится отказывать.
— К вам ведь приходят детки совсем маленькие, еще не «оторвавшиеся» от своих мам. Каким образом помогаете преодолеть этот рубеж адаптации к новому месту, людям?
— Обязательно встречаю их с улыбкой, показываю, какая у нас красивая, яркая группа. Если так детей принимать, то они к тебе и тянуться будут.
Занятия-ознакомления с окружающей природой, к примеру, проводятся для ребят вместе. Остальные же, для старших и младших детишек, проходят раздельно. Все по требованию возраста. Но общее для всех, чтобы в процессе и речь развивать у малышей, и моторику рук. Одно без другого не бывает. Наглядный пример — так называемые «пальчиковые игры». Ребята рассаживаются по стульчикам. Ирина напротив них. Она показывает различные упражнения руками, проговаривая какой-нибудь текст-«сказку», — ребята все повторяют за ней. Для ребят помладше упражнения проще, для старших — сложнее.
— Благодаря различным занятиям дети кардинально меняются, могут внутренне перебороть свою нерешительность и начать говорить. Те ребята, у кого речь развита, конечно, более раскрепощенные, — делится Ирина Буденок. — К тому же, поскольку группа разновозрастная, маленькие тянутся за большими детьми и быстрее обучаются. К примеру, говорю: «Дети, собираем игрушки». Большие собирают, а маленькие, глядя на них, тоже ставят игрушки на свои места.
— А случается, что дети вас «мамой» называют?
— Бывает, — улыбается Ирина. — Сегодня вот одна девочка обнимает и говорит: «Ты моя мамочка». Я теряюсь, конечно, объясняю, что не нужно так говорить, ведь у тебя родная мама есть. «И ты моя мама», — отвечает. К такому, конечно, мамы ревностно относятся.
Когда в тихий час ребята засыпают, Ирина просматривает какие-нибудь новые игры, методики, которые можно было бы применить на следующих занятиях. Ведь если заинтересуешь малышей, то и результат будет. Потому главное — побольше моментов с сюрпризами. И в конце занятий обязательно чем-нибудь поощрить. К примеру, на математике самые активные получают звездочки. За них все стараются от души!
— Позади у вас уже столько выпусков. Среди ваших бывших подопечных и старше-классники, и даже выпускники. Все ли вас помнят, здороваются?
— Кто помладше, на улице увидят, кричат «Ирина Анатольевна!..». А кто постарше, подойдут, расскажут о своих успехах, — с улыбкой рассказывает Ирина. — Не было такого, чтобы отворачивались, не здоровались. Это самое приятное в работе, когда тебя помнят и ценят.
Дарья КАЛЬВИНКОВСКАЯ. Фото Нины ЦАРИК.