По стратегической важности, продолжительности борьбы, напряженности усилий противоборствующих армий и, в конце-концов, количеству погибших солдат и уничтоженной техники, Ржевское побоище затмевает сражение под Сталинградом и битву на Курской дуге. Почему же тогда она остается малоизвестной страницей Великой Отечественной? Да потому, что Ржев стал символом тактического превосходства вермахта, наглядной демонстрацией того, как надо «воевать не числом, а умением».
В советской историографии эта грандиозная проигранная битва стыдливо рассматривалась как ряд боев местного значения на второстепенном участке фонта. А всю горечь и обиду непризнанных героев, которым вопреки всему удалось выжить в 17-месячной мясорубке этих «незначительных боев», высказал в своем пронзительном стихотворении «Я убит подо Ржевом» лишь Александр Твардовский:
…Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю, Наш ли Ржев наконец? …Летом, в сорок втором, Я зарыт без могилы. Всем, что было потом, Смерть меня обделила.Ржевско-Вяземская наступательная операция (8 января — 20 апреля 1942 года). Попытка взять в «клещи», расчленить и уничтожить основные силы группы армий Центр, занимавших позиции в районе Ржев, Вязьма, Юхнов, Гжатск.
Наступление Красной Армии развивалось согласно первоначальному плану до 19 января, когда по личному распоряжению Сталина сразу две армии были выведены из боя и переброшены на другие участки фронта. Наступательный потенциал советских войск уменьшился настолько, что они вскоре были вынуждены перейти к обороне. Натиск на вражеские позиции возобновился 26 января, с приходом подкреплений, но немцы очень грамотно воспользовались возможностью укрепить свою линию обороны, быстро ликвидировали все опасные прорывы, перерезав при этом важные тыловые коммуникации сразу трех советских армий.
Две крупные группировки РККА вскоре попали в «котел». Попытки пробить коридор и вывести войска 33-й армии не имели успеха, и 13-18 апреля она была полностью уничтожена.
Части 39-й армии и 11-го кавалерийского корпуса сражались в окружении почти три месяца и погибли в июле 1942 года.
Общие потери советских войск на этом этапе Ржевской битвы составили 776.889 человек, из них безвозвратные — 272.320. Противник потерял убитыми и ранеными 330.000 человек.
Ржевско-Сычевская стратегическая наступательная операция (30 июля — 1 октября 1942 года)
В ходе зимних боев на линии фронта образовался выступ шириной до 200 км и до 160 км в глубину, занятый вражескими войсками. Ржевско-Вяземский «балкон» был опасным плацдармом для наступления на Москву, поэтому немецкое командование стремилось удержать его всеми силами, а советское не стояло за ценой в попытках его ликвидировать.
30 июля в бой были брошены войска шести общевойсковых, двух воздушных армий, а также пяти корпусов: кавалерийского, двух танковых и двух стрелковых.
К началу наступления группировка советских войск располагала 1.715 танками. Артиллерийская плотность на направлениях главных ударов достигала 115-140 стволов на 1 километр. Однако советский генералитет воспользовался этой силой крайне безыскусно, приказывая снова и снова атаковать «в лоб» глубоко эшелонированную оборону. Стрелковые дивизии несли огромные потери, продвигаясь всего на 1-2 километра в сутки.
Один из немецких солдат, оборонявшихся на высоте «200» у деревни Полунино, оставил такое описание «будней» советского наступления:
«…Все пространство побоища представляло собой страшную картину смерти и разрушения. В деревнях не было ни одного целого строения. Вдоль и поперек исполосованные гусеницами, сплошь покрытые рыжей глиной, вывернутой лопатами и взрывами, многострадальные поля были всюду усыпаны кучами стреляных гильз, банками и ящиками, брошенным и поломанным оружием, обрывками бинтов и снаряжения, обломками бревен и рваной колючей проволокой — всем неисчислимым мусором войны. 150 разбитых и сгоревших, русских танков, громоздившихся тут и там группами и поодиночке, дали повод называть это место Panzerfriedhof — кладбищем танков. А по воронкам и между ними, по разрушенным танками и взрывами окопам и блиндажам валялись тысячи тел погибших бойцов. Большинство из них было разорвано взрывами и раздавлено гусеницами…«
Попытка пробить немецкую оборону ударом подвижных соединений также не была успешной: 9 августа у села Карманова произошло встречное танковое сражение, в котором сошлись до 800 советских и около 700 вражеских машин. Подробности очередной забытой «Прохоровки» до сих пор остаются неизвестными…
Потери советских войск в этой операции составили как минимум 300.000 человек и не менее 1.085 танков. Немцы потеряли около 60.000 человек. Точных данных об уничтоженной бронетехнике врага нет.
Операция «Марс» (25 ноября — 20 декабря 1942 года)
проводилась одновременно с операцией «Уран» — окружением 6-й армии вермахта в Сталинграде. В какой-то мере очередное наступление на Ржев стало отвлекающим маневром, который должен был сковать силы противника и помешать ликвидации Сталинградского «котла». Для достижения этой цели информация об операции была частично раскрыта руководству вермахта советской разведкой.
Командование РККА отлично знало слабые места в немецкой обороне и было уверено, что немцы не успеют их устранить. Однако командующий 9-й армией Вальтер Модель с этой задачей справился, увеличив на участках наиболее вероятного советского наступления плотность своих войск в 5-6 раз. Так что вместо отдельных «пальцев» — дивизий, каждая из которых была растянута на 20-40 километров, пришлось иметь дело с крепко сжатыми «кулаками»: по танковой и пехотной дивизии на каждые 15 километров линии фронта.
Общие потери советских войск в операции «Марс» составили 215.674 человека. 9-й немецкой армии очередное удержание своих позиций обошлось в 53.500 человек.
Операция «Бюффель» (1-30 марта 1943 года)
А потом немцы ушли. Сами. Чтобы сократить на 330 километров линию фронта и высвободить войска на замену уничтоженной армии Паулюса.
Отвод на подготовленные в 200 километрах оборонительные позиции огромных масс людей, техники и имущества был подготовлен и проведен настолько грамотно, и так тщательно засекречен, что советское командование поняло намерения противника только к вечеру 2 марта, когда немцы уже оставили Ржев.
Спешная попытка догнать отступающих немцев была безуспешной: арьергард противника имел в своем распоряжении ряд промежуточных оборонительных линий, защищенных минными полями и разрушенными коммуникациями, так что советские части могли за сутки проходить не более 6-7 километров. К 22 марта советское наступление остановилось — из-за проблем с подвозом боеприпасов и продовольствия.
Потери наступающих войск составили 138.577 человек, вражеского арьергарда — 15.267…