Александр Романовский устроился на ОЗАА в 1975 году — еще до того, как этот завод был создан. Нарушения причинно-следственных связей в этом событии не было: предприятие строилось, а персонал набирался заблаговременно. Причин тому было несколько, и главная — людей нужно было обучить совершенно новому для них делу. В середине 70-х Беларусь оставалась аграрной республикой, специалистов-машиностроителей было очень мало, а потребность в них росла стремительно…
Вот и Романовского, который хотел стать металлургом, отправили в Минск, в литейку МАЗа. Потом толкового парня уговаривали остаться в столице, но он отказался. Сейчас говорит, что в большом городе «не та аура», но тогда желание вернуться в родные места определялось близким по сути, но не полностью аналогичным выражением «не та перспектива».
Новый завод и Осиповичи, которые из сонного провинциального местечка стремительно превращались в современный город. Если вдуматься, в 70-е годы нашему городу крупно повезло: в стране 117 райцентров, но крупные промышленные предприятия (а это, значит, долгосрочные перспективы быстрого социально-экономического роста) были созданы от силы в 20-30 из них.
Что же касается ОЗАА, то этот завод создавался как предприятие военно-промышленного комплекса (на долю нынешнего основного заказчика — МАЗа — тогда приходилось лишь 30 процентов выпускаемой продукции). Поэтому устанавливалось на нем самое современное оборудование, а работники получали очень приличные зарплаты. Ну и дальнейшие возможности профессионального роста привлекали. Романовский, простой деревенский парень из Липеня, пришел на завод, имея за душой только водительские курсы ДОСААФ. А вскоре получил возможность учиться в Заволжском автомоторном техникуме, одном из трех учебных заведений, готовивших кадры для цветной металлургии всего Советского Союза!
Возвращался на родной завод выпускник с красным дипломом и сразу на новую должность. Вот так — был слесарем-ремонтником, стал инженером-технологом цеха алюминиевого литья.
— Тогда литейное производство на ОЗАА было, пожалуй, самым современным в Советском Союзе, — вспоминает начало своей трудовой биографии Александр Романовский. — Работа в цехе алюминиевого литья была очень престижной, так что отбирались сюда люди самые толковые и инициативные. Соответственно, коллектив сложился боевой, и каждый в нем мог реализовать свои замыслы и планы. Недаром многие ведущие специалисты завода и организаторы производства — в их числе и бывший директор Евгений Шуранков и нынешний заместитель директора по маркетингу Владимир Якименко — прошли в начале своей карьеры «обкатку» в ЦАЛе!
80-е-середина 90-х годов для завода были лучшим временем. Цех алюминиевого литья работал с полной загрузкой, его продукция была востребована, однако становилось понятно, что его оборудование начало устаревать. Была попытка купить новые, намного более удобные и экономичные печи в ФРГ в 1996 году, но сделка по какой-то причине сорвалась. А это значит, что перед работниками ЦАЛа все более актуальной становилась задача по поддержанию оборудования в рабочем состоянии и, по-возмож-ности, улучшение его параметров собственными силами. В это важное дело Романовский внес значительный вклад. В его активе — 26 рацпредложений по улучшению качества сложного литья.
В тот самый напряженный и продуктивный период работы осиповичского машиностроения Александр Михайлович занимал ключевую для ЦАЛа должность — мастера плавильно-кокильно-заливочного участка. Работа была интересная, но хлопотная и ответственная. Среди прочего Романовский входил в состав комиссии, которой приходилось принимать решения о дальнейшей эксплуатации плавильных печей с выявленными дефектами. Проблема в том, что эти самые дефекты возникали в процессе плавки, и было необходимо быстро определить, можно ли завершить технологический процесс или нужно проводить экстренный слив расплавленного металла, чтобы тот не «закозлился». Этим выразительным, хотя и неформальным термином металлурги называют ситуацию, когда расплав застывает в печи и последнюю приходится полностью разбирать. Экспертам при выборе наименее рискованного варианта действий приходилось полагаться на профессиональную интуицию, и, надо признать, подвела она всего пару раз. Сейчас, когда плавильные печи работают на 30-50 процентов от максимальной загрузки, литейщикам с подобным форс-мажором сталкиваться уже не приходится…
А еще Александру Михайловичу нужно было много времени и сил уделять учебе молодых специалистов рабочих профессий. «Литейка» — вредное производство, потому люди здесь не могут работать долго. После развала СССР в независимой Беларуси не было учебных заведений по подготовке рабочих-литейщиков, и более опытные коллеги оставались для молодежи единственными учителями. У мастера Романовского это хорошо получалось…
С 2009 года Александр Михайлович работает начальником производственно-диспетчерского бюро. Стала его деятельность проще или сложнее? На этот вопрос Романовский ответить затрудняется. В металлургии простой работы нет, зато необходимы ответственность, дисциплина и любовь к своему делу. Но, вообще, организовывать производство — на основе заявок заказчиков рассчитывать оптимальный объем загрузки оборудования, темп работы отдельных технологических звеньев, сроки поставки сырья, подготовку необходимой оснастки — Романовскому нравится. Это своего рода шахматная партия, выигрыш в которой — бесперебойный выпуск высококачественной продукции.
Александр Михайлович всегда радуется, когда видит изделие ЦАЛа в работе — как часть автобуса, грузового автомобиля или сельскохозяйственной машины. И очень уважает людей, умеющих чувствовать мелалл. Потому с интересом осматривает любое художественное литье, пытается понять, какие методы использовал автор в своей работе.
Обычно разгадать технологию получается, но один сварщик-виртуоз, которого как-то видел по телевизору, поставил опытного литейщика в тупик. Используя обычный сварочный электрод, художник наплавляет лица людей с явным портретным сходством. Как такое возможно, Романовский не представляет. Но от этого еще больше гордится тем, что имеет прямое отношение к литейному делу. Которое может быть не только утилитарным производственным процессом, но и высоким искусством!