Тему смерти обычно принято скромно и стыдливо замалчивать, и напоминают о ней, порой навязчиво, разве что разнообразные калавера**, ставшие с недавних пор трендом в мире одежды, украшений, татуировок и графического искусства. Особо «закрытой» всегда была утилизационная компонента похорон, которая, кстати, в отличие от обрядовой, претерпевает все большие изменения: появляются технологичные методы, основная цель которых, как и у многих других новшеств, — экологичность любой ценой. Как вам, например, ресомация, при которой тело умершего растворяют в гидроксиде калия, получая на выходе стерильную воду? Или промессия, когда после замораживания тела в жидком азоте и дробления, то, что принято называть «прахом«, помещают в ящик из кукурузного крахмала, неглубоко закапывают, а сверху сажают дерево, для которого останки служат органическим удобрением, и человек, так сказать, переходит в дерево? Да уж, весьма экологично…
Но радостно увлекаться достижениями прогресса и отшатываться от религиозного восприятия мира готовы далеко не все. Например, даже кремация, ставшая уже традиционным способом утилизации, все же идет вразрез со многими верованиями. Когда в китайской провинции Аньхой с 1 июня этого года решили закрыть все кладбища из—за отсутствия мест, несколько весьма пожилых людей покончили с собой — чтобы успеть быть погребенными в земле до роковой даты… И для христиан, которые веруют в идею бессмертия души, кладбище является священным местом, где покоятся до будущего воскресения тела умерших, поэтому их желание найти последний свой приют именно в земле вполне объяснимо. И, независимо от религиозных взглядов, человеку хотелось бы упокоиться рядом с умершими близкими. Но стоит ли рассчитывать на это в далеком, как все мы надеемся, будущем каждому из нас?
Кладбище «Прудок», расположенное возле одноименной деревни, является самым большим местом захоронения: его площадь после расширения составляет 16,7 гектара, т.е. рассчитано примерно на 30 тысяч могил. Согласно инвентаризационной книге ОДУКПП «Райсервис», датированной 2007 годом, первое зарегистрированное захоронение на «Прудке» относится к 1972 году. Именно с этого времени большинство земляков и находит последний приют здесь. В 1973 году появилось 55 могил, а последняя запись в книге под номером 8870 относится к 23 июля 2012 года. В том году количество захоронений возросло на 102. Могилы, появившиеся до 1972 года, не зарегистрированы, а отыскать участок, ряд и место более поздних можно по фамилии умершего и году смерти. Данные инвентаризации последних лет в книгу пока не внесены, но существуют в рукописном варианте и доступны.
Предоставлением земельных участков на кладбище «Прудок» и оказанием услуг по погребению занимается УКП ЖКХ через магазины ритуальных услуг. Безвозмездно выделяется участок размером 2,5 х 1,5 метра в ширину или 3,5 х 2,5 метра, что гарантирует погребение на нем одного близкого родственника умершего. Под семейное захоронение можно резервировать площадь до 20 «квадратов», на которой может располагаться не более 6 могил. За каждый участок сверх безвозмездно предоставляемых сегодня придется доплатить около 177.000 рублей. Погребение здесь администрация кладбища разрешает только по письменному согласию человека, на имя которого зарегистрирована семейная могила. Кстати, в случае смерти ответственного лица в течение месяца нужно перерегистрировать участок на близкого родственника. Выбрать место для могилы на свое усмотрение невозможно – захоронение на «Прудке» ведется по строго установленной схеме. Исключение делается только для тех, кто при жизни принадлежал к католической конфессии: для их погребения выделен участок № 15.
Католиков хоронят и на так называемом «Польском кладбище», расположенном в районе улицы Пионерской. На площади 1,1 гектара находится 671 могила, самая ранняя из которых, по данным инвентаризации, относится к 1931 году. Новые участки здесь почти не выделяются в связи с отсутствием места, но на семейных могилах погребение можно производить самостоятельно. Если прошло 20 лет после первого захоронения, допускается — по письменному заявлению — производить его в существующую могилу близких родственников. Таких заявлений пока не поступало.
Те же правила действуют и на «Еврейском кладбище», находящемся недалеко от улицы Боровой. Здесь на 0,6 гектара хоронят исповедовавших иудаизм. Сегодня прочитать надписи можно только на 198 надгробьях: на старых мацевах***, которых здесь немало, они сделаны на иврите или не сохранились вовсе…
Нет уже надписей и на многих памятниках, стоящих на самом старом городском кладбище, расположенном на улице Юбилейной. В 39 ряду прочитать невозможно ни одной, а вот могильная плита, датированная 1917 годом, сохранилась хорошо. Кладбище закрыто для захоронений, за исключением свободных мест на семейных могилах и подзахоронений урн с прахом. Никаких документов, подтверждающих право захоронения на этом кладбище, не сохранилось, поэтому каждый случай обращения рассматривается в «Райсервисе» индивидуально. Например, в 2013 году было произведено первое и пока единственное подзахоронение урны с прахом в уже существующую могилу — теперь родные при жизни люди и после смерти рядом…
По закону кладбище может подвергнуться реновации**** только спустя 20 лет после последнего захоронения. Значит, ни один из некрополей города в обозримом будущем не исчезнет, и возможность упокоиться в родной земле рядом с близкими и согласно вероисповедным традициям, избежав post mortem любых инновационных методов «утилизации», бесспорно, есть. Обряд погребения на любом действующем кладбище может быть проведен ежедневно, кроме 1 января, с 12 до 18 часов, а для посещений они открыты с 8 до 18 в зимнее время, и с 8 до 20 часов в летнее.
Но жизнь не стоит на месте, и перемен священным местам все же не миновать: в скором времени на могильных плитах кроме имен и эпитафий появятся QR-коды (quick response — англ. быстрый ответ), с помощью которых можно будет скачать на смартфон фотографии захороненных, узнать подробности их биографий, посмотреть прижизненные видеозаписи — и у нашего мира с миром иным появятся новые перспективы коммуникации. А пока на воротах кладбища «Прудок» появилась надпись, запрещающая въезд личного транспорта. И, думается, это к лучшему: есть время, проходя к месту свидания с ушедшими, подумать о жизни и смерти, о тех, кого мы помним и любим, о ком скорбим…
*Рost mortem (лат.) — после смерти;
**Калавера (исп. calavera — «череп») — любое художественное изображение черепа;
***Мацева (ивр. — надгробие) — памятный камень на месте иудейского захоронения;
****Реновация (лат. renovatio — обновление, возобновление, ремонт) — принудительное освобождение территории для обеспечения возможности нового строительства.
Елена ЛЕПЛЯНИНА-КУБАРЬ.