В 2014 году исполняется 10 лет служения в сане священника клирика Бобруйской епархии протоиерея Андрея Клепчи, а также 10 лет его служения на приходе Свято-Никольского храма д. Свислочь – его первом и единственном приходе. Отрезок времени в 10 лет… Это часть сознательной жизни человека, которая стала частью жизни православного прихода.
Протоиерей Андрей Клепча родился в д. Тейковичи Кировского р–на Могилевской обл. в 1975 году. После завершения учебы в Мышковичской средней школе поступил в Высшее профессиональное училище декоративно–прикладного искусства г. Бобруйска, которое окончил в 1994 году с квалификацией «столяр–мебельщик». Далее служил в Вооруженных Силах Республики Беларусь. После увольнения в запас с 1996 года работал в г. Бобруйске по профессии.
В 1997 г. поступил в Минское духовное училище, в 1998 г. окончил курс обучения, получив квалификацию «чтеца». Продолжил богословское образование в Минской духовной семинарии. Обучаясь на 5 курсе духовной школы, был рукоположен в священный сан. А по завершении учебы в семинарии 6 июля 2004 г. указом Преосвященнейшего Софрония, епископа Могилевского и Мстиславского, был назначен настоятелем Свято–Никольского храма д. Свислочь Осиповичского благочиния.
– Отец Андрей, как Вы, выпускник профессионально–технического училища, имеющий светскую специальность, попали в духовную Семинарию и решили связать свою жизнь с церковным служением?
– Мой личный приход в церковь состоялся в 90–е годы. После школы я поступил в Бобруйское художественное училище по специальности столяр–мебельщик. Во время учёбы я проживал у своих близких родственников. На моих глазах близкий мне человек за четыре года моей учёбы стал священником. Образ жизни, который он вёл ещё до своего рукоположения, мне нравился и был для меня примером. Я хотел, чтобы и в моей семье было именно так. Когда он стал священником, меня очень заинтересовало, что же его побудило сделать такой шаг. Я стал ездить с ним и помогать ему. Позже именно он посоветовал мне получить духовное образование. Однако я ещё не был готов принять такое важное решение.
Я отслужил полтора года в армии и устроился на деревообрабатывающее предприятие «ФанДок» г. Бобруйска, где проработал еще полтора года. Уволился, чтобы поступить в Минское духовное училище. Толчком к принятию такого решения послужила поездка на остров Залит (Псковская обл.) к старцу протоиерею Николаю Гурьянову, где я и получил благословение на священнический путь. Внешний облик, все слова батюшки и та атмосфера, которая была вокруг него, настолько потрясли меня, что я больше не колебался в принятии решения.
– Какими мотивами руководствовались Вы, выбирая путь священнослужителя? Сейчас в СМИ можно встретить разное, в том числе и негатив в этом отношении: жизнь священника связывают с беззаботностью и повышенным благосостоянием…
– Ещё в детстве я хотел помогать людям и даже говорил, что буду священником или юристом, хотя в полной мере я не понимал ни одной из этих профессий. Священство дало мне возможность воплотить заветную мечту. Что же касается беззаботности и благосостояния, то такого я нигде не видел. Помогая своему собрату–священнику, я постоянно видел заботу о том, как наполнить жизнь людей духовным смыслом, заботу о возведении храмов. Материальный же уровень жизни его и до, и после принятия сана ничем не отличался.
Что касается меня, то говорить о том, что я выбрал этот путь ради какого–то комфорта, не приходится. В моём детстве, начиная с 1980 года, когда мне было уже пять лет, уровень жизни был достаточно высок. Мои родители, работники колхоза «Рассвет» К.П. Орловского, получили 2–этажную квартиру с удобствами, и у меня была отдельная комната. Детство моей жены протекало тоже в комфортных условиях областного города.
Когда мы выбирали путь служения Богу, никаких социальных гарантий мы не получали. Попав по распределению на деревенский приход, мы кочевали с одного съёмного жилища на другое. И только через 2 года усилиями и заботой добрых местных людей мы смогли получить в качестве служебного жилья недостроенный дом без всяких удобств. Позже, после смерти моего отца, я забрал свою мать, продал родительскую квартиру, а на вырученные средства выкупил дом и начал его благоустройство. Так что детство моих четверых детей до 2013 года проходило без привычных даже самому среднему обывателю удобств. Мыться ходили к гостеприимным соседям, не говоря уже о туалете на свежем воздухе. Для взрослого здорового человека это, может, и ничего, а вот для детей да престарелой матери, особенно зимой, это было непросто. И мне было очень совестно, что я не могу обеспечить своих родных нормальными условиями проживания в 21 веке, тогда как даже моё детство было более комфортным.
А как говорить о благосостоянии тех священнослужителей, которым, как военным, приходится переезжать с одного прихода на другой. Не успел обжиться, как переезжай да начинай по–новому.
Когда я был на острове у отца Николая Гурьянова, где тот вёл самый скромный образ жизни, я испытал такую благодать, какую не могут дать никакие богатства земли. Вот то, к чему хотелось бы стремиться и приблизиться, хотя это и не просто. И, тем не менее, получив назначение на деревенский приход, я никогда не искал перевода в город. Это мой путь.
– Сложно ли было поступить в семинарию?
– Да, сложно, необходима была серьёзная подготовка. Но для меня это была уже осознанная цель, к которой я стремился всем сердцем. Несмотря на то, что в семинарию я пришёл после окончания учёбы в Минском духовном училище, где изучал различные специальные предметы, для того, чтобы поступить, мне понадобился ещё один год для подготовки – его я провел в стенах духовной школы, являясь слушателем подготовительного отделения.
– Во время учебы в семинарии у воспитанников складывается свое видение будущего приходского служения. С какими неожиданностями столкнулись Вы, попав на приходское служение, о чем не думали, учась в духовной школе?
– Учитывая, что в семинарию я поступил не со школьной скамьи, а уже отслужив в армии, поработав на предприятии, поучившись в духовном училище, каких–либо заоблачных фантазий об этом пути у меня не было. Да и само поступление не принесло никакого восторга. Когда человеку легко и с первого раза удаётся поступить, он ощущает некую эйфорию от достижения намеченной цели. Я долго и упорно готовился, не поступил с первого раза, год обучался на подготовительном отделении, много наблюдал за другими…, а когда поступил, мне было уже 23 года. Я понимал, что предстоящий путь нелёгок, но это тот путь, к которому у меня лежит душа.
– Пригодились ли Вам в жизни профессиональные навыки, полученные в светском училище?
– Да, конечно. Тот опыт, который я получил, помогает мне и теперь ориентироваться в делах, связанных с благоустройством храма.
– Рукоположение в священный сан… Кто совершил Вашу хиротонию?
– Обе мои хиротонии были совершены в стенах Свято–Успенского Жировичского монастыря в годы моей семинарской учебы. Дьяконскую хиротонию совершил епископ Новогрудский и Лидский Гурий, а иерейскую – митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
– Какие самые яркие моменты Вам запомнились после Вашего рукоположения в священный сан?
– Самые яркие и волнующие впечатления и воспоминания связаны как с самой хиротонией, совершённой глубоко почитаемым мною Экзархом в актовый день семинарии, так и с первым богослужением в стенах Жировицкой обители. До меня здесь служило очень много священников, монахов, епископов. И вот я, грешный, соприкасаюсь этому литургическому священнодейству, приобщаюсь к молитвенной жизни Свято–Успенского монастыря.
– Чем жизнь священнослужителя стала отличаться от прежней жизни, жизни мирянина?
– Очень многое в моей жизни переменилось, можно сказать, в одночасье. Не успел стать семьянином, через полгода принял сан, а ещё через полгода у меня родился первый ребёнок, одновременно окончил семинарию и получил назначение на приход. Всё это просто перевернуло мою жизнь. На приходе пришлось уже думать не только о себе, но и о нашем общем деле. А вообще пополнил ряды тех, о ком всегда не прочь посудачить любители сплетен. Говорят, священник живёт за стеклянной дверью. Порой узнаёшь о себе такие вещи, о которых и сам никогда не помышлял. Кто их придумывает…?
К примеру, подъехала к моему дому иномарка – значит, я приобрёл машину. Сосед обшил дом сайдингом – да это священник свой дом отгрохал за «наши» деньги (а эти «наши» даже в храм не ходят и дома-то моего никогда не видели). А мой дом помогал во многом отделывать мой тесть своими руками и другие родственники, кто своим трудом, а кто и лептой.
– Вы в течение десяти лет окормляете сельский приход. Это большой отрезок жизни. Но как все начиналось? Как Вы оказались на этом приходе?
– В Семинарию я поступал по благословению архиепископа Могилёвского и Мстиславского Максима. К нему я должен был и вернуться на распределение. За время моей учёбы архиепископ Максим почил. Окончил Семинарию я уже в сане священника. Приехал в Могилёв, помолился на могилке владыки Максима, чтобы Господь определил меня туда, где я смогу принести больше пользы, и с такими мыслями явился к епископу Могилёвскому и Мстиславскому Софронию. И так совпало, что как раз в это же время к епископу Софронию приехали прихожане из Свислочи с просьбой дать им священника, поскольку приход их в очередной раз остался без пастыря.Малокомфортные условия сельской жизни, материальные трудности, отсутствие храма в привычном понимании, малочисленная паства – вот то, что сопровождает жизнь сельского священника каждый день. «Владыка, – просили свислочане, – дайте нам такого священника, который бы согласен был жить так, как и мы живём». Епископ Софроний благословил меня потрудиться на возрождённом сельском приходе. И я его полюбил. Да и меня самого приветливые здешние люди приняли очень тепло, помогая мне решать многие насущные мои проблемы и трудности.
– Расскажите о Вашей первой встрече с Вашими прихожанами.
– Встреча с прихожанами состоялась в центре деревни, на поле, заросшем высокой густой травой.
Возрождённый свислочский приход действовал на тот момент уже более четырёх лет. Бывшее здание амбулатории было передано безвозмездно нашему приходу и оборудовано под храм. С 2000 года там стала совершаться Божественная литургия. Но у людей было горячее желание построить новый храм. Этим желанием они только и жили: «Батюшка, надо храм строить, нам землю выделили. Часть блоков на фундамент мы уже привезли!»
А у меня только одно на уме: – Ни кола, ни двора у самого, а куда семью привезти? Но, коль приехал, надо строить. Мне доверили и поверили. И вот первое, что мы сделали, это скосили траву. Я от души смеялся, когда после этого мой коллега задал мне удивлённый вопрос: –А ты что серьёзно надумал храм строить? Смотрю, блоки завёз? А блоки здесь лежали уже давно, они всего лишь стали обозреваться благодаря скошенной траве.
– Как Вы решились на строительство нового храма? Это Ваша идея или Вас обязали?
– Это и не моя идея, и никто меня к тому не обязывал. Но когда я пришёл на приход, люди жили этой идеей и этой мечтой. Не поддержать их мечту было бы преступлением. Хотя многие к нашему строительству относились как к безумию. Но молитвами и помощью святителя Николая Чудотворца, как видите, наша мечта сбылась.
– Расскажите о строительстве храма… Откуда черпали идеи? Кто автор проекта?
– Я уже говорил, что весь приход просто жил этой идеей. Все принимали активное участие и в сборе средств, и в поисках строителей, и в подготовке проекта, и в непрестанной молитве к нашему небесному покровителю.
Проект был довольно сложный, районной материальной помощи было не достаточно, чтобы оплатить и материалы, и работу по тем расценкам, на которые рассчитывали строительные организации. Чудом нам удалось найти подрядную организацию, директор которой сам мечтал построить церковь. Благодаря Ивану Александровичу Барташевичу и многим людям, неравнодушным к делу возрождения духовной жизни, в нашей деревне появился красивый храм. Мы помним всех, благодарны им и молимся за них.
– За этот период прихожан в храме стало больше?
– Прихожан стало раз в пять больше. Если первое время на службах могло быть человек шесть, то теперь около тридцати. А благодаря тому, что рядом находится санаторий, к нам стали заходить ещё и родители с детьми, отдыхающие в нем.
– А молодежь?
– Молодёжи очень мало. Основная масса молодёжи, окончив школу, уезжают из Свислочи. Чтобы здесь оставаться, нужны рабочие места. А их нет.
– Что за эту десятилетнюю историю служения на приходе воспринимается Вами как Ваше самое большое достижение?
Во–первых, это, конечно же, освящение храма. Во–вторых, увеличение числа прихожан.
В–третьих, состав моей семьи.А в–четвёртых, изменение отношения местных жителей к храму и к священнику.
Поначалу, как только я приехал, никто не верил, что я здесь задержусь дольше, чем 2 года. Так вот, когда этот рубеж перевалил, люди постепенно стали отзываться на просьбы и с уважением относиться к церкви и к священнику. Теперь меня воспринимают как местного жителя и постоянно приглашают на все общественные мероприятия.
Хотя и теперь ещё находятся «знатоки» моих планов на будущее. Они регулярно, 1 – 2 раза в год, пускают слухи, дескать, я уезжаю. В таких случаях я прошу у обеспокоенных такими «новостями» прихожан уточнить у этих «пророков» дату моего отъезда, чтобы знать, на какое число брать билет (смеется).
– Имея опыт приходского служения, будучи обремененным обычными приходскими и семейными заботами, Вы всё же решились продолжить богословское образование в духовной Академии. Что подвигло на такой труд, ведь это и дополнительная нагрузка, и заботы, и затраты времени, которого в нашей жизни, как правило, не хватает? Неужели семинарского образования не хватило для служения на приходе?
– Семинарского образования для служения на деревенском приходе, может, и хватило бы. Но, как говорится, если человек не идёт вперёд, то непременно будет двигаться назад. Учёба в академии дала мне возможность регулярно бывать в Киево–Печерской Лавре, молиться у мощей множества святых угодников. Помимо того, я познакомился с замечательными людьми, духовенством из разных стран. Мы много общались, каждый делился своим практическим пастырским опытом, а это для меня очень ценно.
– Семья священника… Это ведь особый статус, быть семьей священнослужителя. Как она участвует в Вашем служении?
– Безусловно, моя семья помогает в меру своих возможностей и возраста. Жена и старшая дочь помогают иногда петь на клиросе. Обе дочери постоянно принимают участие в рождественских и пасхальных концертах, которыми руководит моя жена.
– Кем бы Вы хотели видеть Ваших детей в будущем?
– Добрыми людьми, православными христианами. И если они решат посвятить свою жизнь на служение Богу и Церкви, конечно, я буду рад. Если они захотят служить людям и обществу, я тоже буду рад. Главное не кем, а как.
– Какие Ваши планы на будущее?
– Мечтаю построить воскресную школу, вокруг и внутри которой сконцентрировалась бы духовная и культурная жизнь нашей деревни, собиралась бы молодёжь, проводились бы межприходские встречи.
Подробнее о нашей жизни можете узнать на нашем сайте.
Беседовал пресс-секретарь Бобруйской епархии Павел КОПЫЛЕЦ.