Человеческая жизнь — это дорога с односторонним движением, на которой иногда появляются «перекрестки» — возможности круто изменить судьбу. Большинство к перспективе такого серьезного шага относится настороженно — предпочитая не гнаться за журавлем в небе и совершать резкий поворот только под давлением форс-мажорных обстоятельств. При этом «здоровые консерваторы» в душе немного завидуют тем немногим, кто поворачивает на подобном жизненном перекрестке. Конечно, эти неугомонные натуры часто не догадываются, что ждет впереди, но зато их существование однообразным точно не назовешь.
Сергей Куликов — профессиональный фотограф и режиссер-оператор, владелец фото-видеостудии Ред-фильм (www.red-film.net). Сегодня он живет в Осиповичах и мечтает о том, чтобы снять фантастический фильм про космических пришельцев с элементами реалити-шоу. Причем — чтобы события происходили в нашем городе, а персонажами стали не знаменитости, а его обычные жители.
Такого не может быть? Но у Милоша Формана — одного из мэтров мировой киноиндустрии — получилось. Один из лучших своих фильмов — «Бал пожарных» — режиссер снимал в маленьком чешском городке, и большую часть ролей в нем сы-грали именно местные актеры-любители. Впрочем, Сергей использовать для достижения своей мечты чей-то опыт не хочет. И это вовсе не признак упрямства, эгоцентризма или самопиара. По натуре этот человек первопроходец, поэтому следовать за признанными авторитетами ему по-просту не интересно.
Одиссея искателя приключений
Куликов — потомственный питерец. По-следовал отцовскому примеру и стал кадровым военным. Освоил весьма редкую для любой армии специальность — инструктора разведывательно-диверсионных групп. Был направлен на Кавказ. Официально тогда война в Чечне не велась, но мир был весьма условным: местные боевики старались сделать все возможное, чтобы блок-пос-ты федеральных войск «не скучали». Отвечать на пальбу с гор было запрещено, поэтому приходилось держаться все время начеку. Но от шальной пули разве убережешься?
Сергею довелось попасть не под пулю, а в настоящий дождь из осколков реактивной гранаты. Раны получил серьезные, так что снова встал в строй не скоро. И, увы, не надолго. Не смолчал, встретившись с проявлением вопиющего самодурства со стороны своего непосредственного начальства. «Бодание теленка с дубом» привело к предсказуемому результату — увольнению из армии, но Куликов знал, на что шел, и не удивился, что в назидание прочим борцам с системой ему не подтвердили боевое ранение, чем лишили заслуженных кровью льгот.
В трудной жизненной ситуации пригодились его профессиональные навыки разведчика и диверсанта. Но тот, кто подумал про шпионаж и драки, сильно ошибся. Главная сила ведь не кулаки, а умение быстро ориентироваться в неблагоприятной обстановке, находить нужные ресурсы для выживания и достижения цели. Цель же перед собой Куликов поставил необычную: посмотреть мир. Денег для дальних путешествий у него не было, но, как однажды сказала умная женщина по имени Луиза Хей: «Если ты очень хочешь попасть в Париж, ты там обязательно будешь!»
Сергей выбрался в Потсдам, где в детстве жил с отцом, военным корреспондентом. Бродя по знакомым улицам увидел объявление, которое с грехом пополам смог прочесть: «Ведется прием всех желающих в престижную школу фотомас-терства». Стоимость обучения была российскому туристу не по карману, однако решил зайти на отбор. Фотографией он увлекался давно, и было интересно узнать мнение немецких мастеров о его работах.
К своему большому удивлению, Куликов был принят. Причем, как один из наиболее перспективных учеников, полностью освобожден от оплаты за обучение. Языка Сергей практически не знал, но это не помешало сдать выпускной экзамен — сделать снимок на заданную тему — с наивысшей в группе оценкой.
Естественно, такое удачное начало стоило использовать «на полную катушку», и он решил заняться профессиональной фотографией. Причем, не где-нибудь, а в знаменитом индийском штате Гоа! Выбор делался расчетливо: во-первых, на местных курортах всегда много российских туристов и, стало быть, проще найти клиентов, во-вторых, интересно же посмотреть на далекую экзотику, напрямую связанную с именем легендарного авантюриста Васко да Гама!
С клиентами действительно было все в порядке — заработанных денег хватало на вполне безбедную жизнь. А вот с экзотикой вышел даже перебор: слишком «липкими» к белому человеку оказались местные тропические болезни.
Из Гоа неугомонный путешественник перебрался в Таиланд — по сути, по тем же причинам. Климат здесь оказался просто идеальным, клиентуры также хватало, но без ложки дегтя не обошлось. По законам страны эмигрант, желающий здесь вести бизнес, получает визу только на один месяц. После этого он обязан хотя бы на день выехать за рубеж и снова пройти регистрацию в миграционной службе. В принципе, выбираться на денек в Камбоджу, Лаос, Малайзию, или на худой конец, Мьянму даже интересно, но проблема в том, что «месячная виза» не давала возможности обзавестись собственной фотостудией, о чем уже начал задумываться.
С этой мыслью он вернулся в родной Питер, но приспособиться к реалиям российского капитализма оказалось довольно сложно. Как говорит Сергей, «очень уж людей испортила искренняя любовь к деньгам». Нет, опытный фотограф не испытывал недостатка в заказах, однако жить в бешеном ритме, который навязывает жителям мегаполис, ему быстро наскучило.
Как-то вечером смотрел с женой Юлией телевизор — показали сюжет о Беларуси. Что именно увидел, не столь важно, главное, возникло желание посмотреть на страну, которая рядом и о которой он, оказывается, почти ничего не знает. Супруга замысел спонтанной поездки в Минск поддержала, и уже через несколько дней семья Куликовых пересекла белорусскую границу.
То посещение стало для россиян настоящим культурным шоком, и они решили здесь на какое-то время остаться. Потом захотелось узнать, чем живет нестоличная Беларусь, и семья Куликовых поехала в Дараганово. Собирались снять в деревне дом на месяц, а остались больше, чем на год. Как признается Сергей, на него сильнейшее впечатление произвело качество сельской жизни в Беларуси. Имея родственников в российской провинции, он может на личном опыте сравнивать благосостояние крестьян и набор доступных для них благ цивилизации в соседних государствах. И такое сравнение получается совсем не в пользу России.
А еще этого повидавшего разные страны путешественника поразило искреннее желание мест-ных жителей помочь ему, совершенно чужому человеку, найти свое мес-то в их социуме. С особой благодарностью, например, говорит об из-вестном осиповичском краеведе Вере Козыревой, которая стала его «гидом» по не всегда понятной россиянину жизни белорусской глубинки, директоре Дарагановской СШ Станиславе Струпинском, без проволочек предложившему неведомо откуда взявшемуся иностранцу место руководителя кружка.
Сегодня Сергей с женой и дочерью живут на съемной квартире в Осиповичах. Куда-то уезжать отсюда Куликов не планирует, но и корни пускать не спешит. Часть денег, полученных от продажи жилья в Санкт-Петербурге, романтик вложил в фотостудию, а остальные планирует потратить на тот самый фильм с элементами реалити-шоу.
Вопросы «на засыпку»
— А почему, собственно, Осиповичи выбраны для съемок фантастического фильма?
— Небольшой город на перекрестке дорог. Здесь все друг друга знают, но не удивляются ни новым лицам, ни неожиданным событиям. Словом, самое подходящее место для развития сюжета о вторжении ино-планетян на землю.
— Серьезное кино требует больших денег. Расходы не пугают?
— Как ни странно, но это не главная проблема: сейчас есть немало сайтов, через которые по всему миру идет сбор средств на реализацию всяких творческих начинаний. Если идея хорошая, она обязательно получает материальную поддержку. Так, съемочная команда, которая создавала фильм «Третий рейх на Луне», под свой сценарий смогла собрать 6 миллионов долларов США.
Главное препятствие — никак не могу найти желающих принять участие в съемках. Приглашал уже довольно много людей на кастинги, но все чего-то стесняются.
— Социологические опросы показывают, что среди отрицательных черт нашего национального характера доминируют пассивность и неуверенность. Может, причина в них?
— Скорее можно говорить о житейской осторожности в не совсем понятной ситуации. Но это дело поправимое. Важно донести до потенциальных актеров, что съемка предлагаемого фильма это не ответственная и тяжелая работа, а, скорее, необычный способ общения, клуб интересных встреч.
Хочу еще сделать киностудию, но для этого необходимо найти и арендовать помещение размером как минимум 400 квадратных метров.
— Как бы то ни было, но пока вместо кино приходится заниматься другим делом — фото- и видеосъемкой. Насколько востребованы в Осиповичах возможности фотостудии Ред-фильм?
— Постарался создать в ней условия для создания парадного изображения в европейском понимании этого термина. Это означает высокий технический уровень исполнения и креативный подход к каждому заказу.
При работе с человеком стремлюсь показать не только его внешность в выигрышной форме, но и раскрыть какие-то важные внутренние черты. Надо сказать, в этом плане с осиповчанами работать легко: это очень открытые, готовые идти на контакт, люди.
А вот что касается свадебной фотографии, то на смелые эксперименты отваживаются единицы. Стандартная для европейских стран досвадебная фотосессия, итоги которой — роскошный фотоальбом с отобранными и оформленными снимками — вручается молодым за праздничным столом после церемонии бракосочетания, большинству кажется ненужной тратой времени и денег. Здесь Беларусь отстает от той же России лет на семь. Думаю, постепенно все больше молодоженов будет понимать, что такой уникальный альбом не трата денег, а достойное оформление памяти о самом ярком событии в их жизни.
— Что в Вашем понимании креативный парадный портрет или свадебная фотография?
— На портрете человек должен увидеть себя таким, каким еще никогда не видел. А свадебный снимок — чтобы его хотелось напечатать в большом формате и повесить на стену.
— Как можно сделать такое фото?
— Конечно, у фотографа должно быть под руками необходимое техническое оснащение. Но самое главное — он должен быть готов увидеть и не пропустить то единственное мгновение, когда человек снимает с себя маску, которая закрывает его истинное «Я» от внешнего мира.
— Удается всегда?
— Если бы…
Размышления постфактум
Из снимков, которые хочется повесить на стену даже совершенно посторонним зрителям, фотохудожник собрал уже внушительное портфолио. Некоторые из этих работ Сергей разместил на сайте своей фотостудии.
… Достигнет ли этот необычный человек своей мечты? Откровенно говоря, не знаю. Но хочется все же верить, что все получится. Хотя бы потому, что его идея кажется совершенно невероятной!
Дмитрий САВРИЦКИЙ.