По данным Департамента госинспекции
труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь за 2010 год в стране при выполнении
работ по техобслуживанию и ремонту транспортных средств (автотранспорта,
колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с
тяжелыми последствиями, результате которых 4 работников погибли.
Анализ показывает, что наиболее
распространенными их причинами явились: нарушение потерпевшим трудовой и
производственной дисциплины, инструкций по охране труда — 29% от обшего
количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом — 50%),
невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда — 22%.
Значительный удельный вес в структуре причин происшедших несчастных случаев
также составили: нарушения требований безопасности другими работниками (9%),
недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда
(7%), алкогольное опьянение потерпевших (7%). Почти в 60% случаев в ходе спецрасследования
была установлена вина нанимателя.
Основными видами происшествий,
приведших к несчастным случаям на производстве при выполнении работ по техобслуживанию
и ремонту транспортных средств, явились: воздействие на работников движущихся,
разлетающихся, вращающихся предметов, деталей (83%) и падение, обрушение
конструкций оборудования (10%).
Обращает на себя внимание и тот
факт, что зачастую обстоятельства, приведшие к травмированию работников, имели
схожий характер. Так, несмотря на то, что Департаментом госинспекции труда
неоднократно направлялись информационные письма в республиканские органы госуправления,
иные госорганизации, подчиненные Правительству страны, местные исполнительные и
распорядительные органы с предложениями о принятии необходимых мер по
недопущению нарушений требований безопасности при производстве шиномонтажных
работ, отдельными нанимателями данные предложения проигнорированы. Как
результат — несчастные случаи при производстве шиномонтажных работ в 2010 году
составили 23% от общего количества несчастных случаев, происшедших при
выполнении работ по техобслуживанию
и ремонту транспортных средств
(7 случаев).
Неиспользование спецупоров,
подставок (козелков) при ремонте транспортных средств привело к 6 несчастным
случаям с тяжелыми последствиями (2 человека погибло), что составило 20% от
общего количества травмированных при выполнении работ по техобслуживанию и
ремонту транспортных средств.
Следует также отметить, что зачастую
работниками и должностными лицами организаций игнорируется и такое, казалось
бы, всем понятное требование безопасности, как использование средств защиты
глаз при работе с ударными инструментами. Вместе с тем, нарушение указанных
требований безопасности при выполнении работ по техобслуживанию и ремонту
транспортных средств привело в 2010 году к травмированию 4 работников — 13% от
общего количества травмированных. При этом в трех из четырех случаев в ходе
спецрасследования была установлена вина нанимателя.
Анализ несчастных случаев на
производстве свидетельствует о том, что в организациях республики не
принимается должных мер по обеспечению безусловного выполнения требований
безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных
средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству
указанных работ как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих
работников. Особенно остро эта проблема стоит в сельском хозяйстве: в 40%
несчастных случаев, происшедших при выполнении работ по ремонту и обслуживанию
транспортных средств, были травмированы работники сельхозорганизаций.
Борис МАЛЕВИЧ,
главный госинспектор Бобруйской
межрайинспекции труда.