Кто из мальчишек в детстве не мечтает о путешествиях
в дальние страны, кто не грезит пройти под парусами по бирюзовой водной глади?
И каждый из них видит себя Греем, которого где-то обязательно ждет Ассоль. А
как важно мечтателям пустить по воде судно, сделанное своими руками. Работа эта
не из легких, требует особой усидчивости и кропотливости.
Ученику 11 класса СШ № 1 Сергею Коржову ни того, ни
другого не занимать. Его увлечение судостроением проверено годами. Придя лет
семь назад в кружок судомоделизма, работающего на базе ЦТДиМ, не изменил ему ни
разу. И очень благодарен другу, который привел его туда. «Строить»
корабли, представляющие по своим масштабам далеко не те, которые бороздят моря
и океаны, для него одно удовольствие. Ведь по сути они вполне соответствуют
образцам судостроительной техники.
— В моей коллекции около 10 различных моделей, —
говорит Сергей. — Среди них катер, барк, ладья, яхта. Особенно дорожу последним
строением — фрегатом «Дружба». Чтобы сделать его, понадобилось около
двух лет. Помнится, все летние каникулы просидел за работой. Сверстники во
дворе свободное время проводили, а я корпел над каждой деталью. Очень хотелось
побыстрее закончить свое детище.
— А какие материалы понадобились?
— Корпус сделан из липы, причем нужна очень сухая
древесина. Паруса — из ткани, кстати, тут мама пришла на помощь. Нитки у соседа
позаимствовал, вентиляционные дефлекторы — из полистирола. Это самый
востребованный материал, без него очень сложно сделать хорошую модель. Если бы
его было достаточно, какие бы модели получались классные! И за более короткий
срок. В этом плане по-хорошему завидую друзьям из Минска, занимающимся в
городском Центре технического творчества — отличная материально-техническая
база. Им не приходится голову ломать, где что раздобыть…
— Сколько же деталей в одной конструкции?
— Да много. И каждая требует к себе внимания.
Например, чтобы сделать корпус, нужны чертежи и лекала. Особое искусство —
покраска. За раз с этой задачей не справиться. В помещении должен соблюдаться
нужный температурный режим. Пониженная влажность, естественно, очень вредна.
— А инструменты?
— Одним рубанком тут, конечно, не обойтись. Нужны
резцы, ножовки, стамески разные, паяльник обязателен, дрель. Всего не
перечислишь, потому что список большой — под 30 наименований. Важно в деле и
хорошее оборудование: сверлильный и токарный станки, сушильный шкаф, муфельная
печь. К сожалению, наш кружок имеет далеко не все из перечисленного.
— Что дает тебе занятие судомоделизмом?
— Благодаря руководителю кружка Борису Николаевичу
Петренко многому научился. К примеру, неплохо ориентируюсь в истории парусного
спорта, могу отличить один вид судна от другого, разбираюсь в их устройстве и
управлении, свободно пользуюсь теоретическим чертежом, что позволяет сделать
самостоятельный расчет, а также спроектировать и построить модель. Самое
главное — научился строгать, пилить, паять. Руки, как говорится, на месте
будут. Мужчине это необходимо.
— Что бы пожелал себе и ребятам, мечтающим построить
свое судно?
— Ни в коем случае не останавливаться на достигнутом,
а двигаться вперед, хоть и малыми шагами. Для этого, конечно, нужно много
составляющих. Но если очень захотеть, то результат обязательно придет. А будут
качественные работы — можно и в соревнованиях поучаствовать. Чего, к сожалению,
пока не смог сделать сам. Хотелось бы посмотреть на модели других
судомоделистов, чтобы опытом обменяться. В будущем обязательно продолжу
заниматься любимым делом. И научу этому других. Ведь очень важно ощутить
значимость того, чем ты занимаешься. Это и дисциплинирует, и помогает
самосовершенствоваться.
…Знакомство с Сергеем состоялось у него дома.
Парусники, которые предстали перед взором, потрясали красотой. Они будто готовы
были хоть сейчас выйти в море, чтобы покорить далекие водные пространства.
Верилось, что, пройдя школу полирования дощечек, клейки и выпиливания, юноша
никогда не свернет с правильного пути, что интерес, возникший раз и навсегда,
заставит стремиться к новым вершинам. И они ему обязательно покорятся.