Недавно в столице прошел республиканский
семинар-совещание на тему «Система идеологической работы в Республике
Беларусь: современное состояние и перспективы развития». 18 марта его
участники ознакомились с деятельностью ряда минских предприятий и приняли
участие в дискуссиях на темы, заявленные заранее для обсуждения, а также
посетили «Минск-Арену». 19 числа во Дворце Республики состоялся
откровенный разговор о том, как обстоят дела в работе идеологической вертикали,
что надо менять и, главное, — как.
Участвовали в работе такого серьезного форума и
представители нашего региона — заместитель председателя и начальник отдела
идеологической работы райисполкома А.В.ШАВЛЮГА и А.В.ЗЕМЛЯНУХИНА. Получены
ответы на волнующие вопросы, есть четкое видение того, чем должен
руководствоваться в своей деятельности наш идеологический актив сейчас? Об этом
и многом другом и рассказывают читателям «АК» Александр Викентьевич и
Анна Владимировна:
— Наиболее острые темы в идеологической работе
затронул глава Администрации Президента страны Владимир Владимирович Макей. В
частности, можно выделить следующие блоки вопросов:
О роли идеологии
Единство нации, справедливость, солидарность,
нравственность — вот краеугольные камни современной белорусской национальной
идеологии. Она должна играть ключевую роль в консолидации белорусского
общества, идеология — фундамент политической, экономической и социальной
стабильности. Убедить людей в правильности выбранного курса, показать связь
между действиями руководства страны и интересами граждан, обеспечить
созидательную атмосферу в коллективе, регионе, стране в целом — вот истинное
предназначение идеологов.
Сегодня очевидна правильность избранной когда-то
стратегии: точечная приватизация, приоритет национального капитала и
избирательный подход к зарубежным инвесторам, сохранение госсобственности с
мощной социальной политикой.
О кадрах
«Идеологический корпус на 100 процентов должен
состоять из преданных делу людей, настоящих государственников, — подчеркнул
руководитель Администрации. — Жизненная практика показывает: люди настолько
доверяют идеологам, насколько те сами верят в те идеи, которые доносят до
общества».
Умение отвечать на неудобные и неприятные вопросы.
Мыслить по государственному. Активно пользоваться новейшими технологиями. Вот,
пожалуй, три ключевых требования, которым сегодня должны отвечать государственные
идеологи, чтобы их работа была еще эффективнее.
«Сегодняшним идеологическим работникам
приходится действовать в качественно новых условиях, характеризующихся открытой
конкуренцией идей и свободой информационного обмена, — добавил он. — И здесь не
стоит игнорировать опыт так называемых развитых стран».
О СМИ
Этому вопросу уделили много внимания и глава
Администрации, и министр информации страны Олег Витольдович Пролесков-ский.
Последний, к примеру, предложил в ближайшей перспективе рассмотреть вопрос о
переходе некоторых районных газет в еженедельный формат с одновременным
серьезным усилением их информационной и аналитической составляющей. Подчеркнув,
что именно региональная пресса ближе всех к людям, является самой читаемой, что
она всегда будет востребована и актуальна. Посему и нужно по-максимуму
использовать потенциал местных журналистов.
В области печатных СМИ предстоит сделать и изменить
очень многое. Не откладывая на завтра, нужно оптимизировать количество и
совокупный тираж многих государственных печатных изданий, убрать дублирование
газет в регионах — словом, привести все к реальным потребнос-тям читательской
аудитории. Это не означает, что государство откажется от поддержки изданий:
печатные СМИ для значительной части населения по-прежнему являются важнейшим
источником информации. Поэтому и финансовая, и организационная помощь будет
оказываться. Однако — не бесконечно. Газеты и журналы должны становиться
конкурентоспособными, а подписка на них — показателем реального авторитета
издания, по которому можно судить о его популярности.
Руководитель Администрации Президента также сообщил,
что тема СМИ в скором времени будет обсуждаться на совещании у Главы
государства.
О молодежи
Работа с юношами и девушками ни в коем случае не
должна сводиться к дрессировке и нравоучениям. Во все времена молодежь была,
есть и будет приоритетом. Если идеологию развивает молодое поколение, значит, в
ней есть сила, жизнь и будущее. Вместе с тем молодежь — это одна из самых
сложных социальных категорий, потому как склонна к отрицанию и максимализму.
Некоторые молодые люди не проявляют интереса даже к профессиональному рос-ту,
не говоря уже о высоких идеалах служения своему Отечеству. С такими тенденциями
мириться нельзя.
Патриотическое, духовно-нравственное и другие виды
воспитания наравне с формированием в молодежной среде здорового образа жизни
должны стать безусловным приоритетом в работе идеологических работников на всех
уровнях. В этом вопросе государство возлагает большие надежды на БРСМ.
Поддерживая деятельность этого союза, государство дает сигнал молодому поколению,
что главное — это творчество самой молодежи. Поэтому БРСМ должен радикально
улучшить свою работу, сделать ее инициативной, напористой, энергичной и
результативной.
Об оценке работы
Качество идеологической работы — это прежде всего
глубина влияния на людей. Об эффективности деятельности идеологов могут
свидетельствовать итоги голосования в ходе политических кампаний, результаты
соцопросов, характер и количество обращений граждан, активность участия населения
в общественных инициативах, степень вовлеченности людей в протестную общественную
деятельность, уровень преступности, популярность государственных средств
массовой информации.
Понятно, что эти критерии не могут быть сведены к
голым числовым показателям. Главный итог работы — стабильная общест-венно-политическая
ситуация и высокий уровень доверия власти.
Нынешний год особенный: год великого праздника —
юбилея Победы. И мы должны достойно его отметить, сделать для ветеранов все,
что запланировано, и даже больше, окружить их вниманием и заботой. Но самое
главное — сохранить их подвиг как память, урок для будущих поколений.
Кроме того, 2010 год в стране объявлен Годом
качества. «Это дает простор для колоссальной инициативы, — уверен глава
Администрации Президента страны. — Роль идеологического актива не должна
ограничиваться просто освещением тех или иных меро-приятий. Именно идеологи
должны в каждом городе и районе, на каждом предприятии четко понять, что еще
можно сделать, чтобы люди почувствовали улучшение качества жизни».
О семинаре- совещании
Это — не мероприятие «для галочки», оно
сориентировало всех идеологических работников белорусских госструктур на
конкретные сплоченные действия в интересах нации. В ходе представительного
совещания по различным направлениям деятельности — наработок хватает! —
выступали представители всех регионов республики, поэтому каждый участник
семинара почерпнул для себя много полезного, передового.
— Наши
ожидания оправдались, — единодушны в выводах Александр Шавлюга и Анна Землянухина,
— ясность внесена по многим моментам. Главное же — что сегодня в системе
идеологической работы объединены усилия всех заинтересованных структур, что в
этом направлении обозначены пути эффективного взаимодействия науки,
общественных объединений, трудовых коллективов, исполнительной власти. Сейчас
задача — донести основные мысли-требования до директорского корпуса района,
идеологического актива, наших жителей. И, естественно, сделать все возможное,
чтобы все на практике заработало во благо всех, каждого земляка.
Записал Виталий КУЛАКОВ.