7 января — Рождество Христово
БУДАПЕШТ: в храме
Сергия Радонежского
В свое время Григорию Маркушину довелось учиться в Венгерской военной академии им. Миклоша Зриньи. Супруга работала старшей медсестрой военного госпиталя Южной Группы Войск тоже в Будапеште и однажды поведала мужу следующее. В госпиталь поступил заболевший верующий военнослужащий. Из Союза к нему прибыли родители — тоже люди верующие. Повстречавшись с сыном, они пожелали, чтобы к нему был приглашен священник. Руководство госпиталя начало возражать: мол, в штате госпиталя такого нет, а вызывать его из Союза — дело нереальное. И тогда кто-то вспомнил, что в Будапеште действует православный храм со священником.
— Так вот и узнал о существовании в Будапеште прихода русской православной церкви, — вспоминает Григорий Юрьевич. — Который, естественно захотелось посетить…
Оказалось, храм русской православной церкви в столице Венгрии находится в центре города недалеко от площади Королей. Взошел на крыльцо здания, на доске объявлений прочитал несколько документов: штат церкви, время работы, содержание тем церковной службы на месяц. На звонок дверь открыл молодой, лет тридцати, бородач, который принял меня за венгра. На отличном венгерском языке поздоровался, спросил о цели визита.
«Отец Иоанн, настоятель храма Сергия Радонежского. По мирскому — Иван Иванович», — коротко представился хозяин.
Знакомство продолжили в гостиной за чашкой чая, которым нас любезно угощала матушка. Причем в джинсах и кроссовках Наташа ничем и никак не походила на попадью…
Далее собеседник поведал, что он из Западной Украины, где проживают порядка 400 тысяч венгров. Окончил местную семинарию, поступил заочно учиться в Ленинградскую духовную православную академию. Там и женился.
Коснулись истории создания храма Сергия Радонежского. В 1917 году из России в Европу хлынул поток русских эмигрантов, и часть из них осела в Будапеште. Ими и была построена православная церковь, действовавшая до Отечест-венной войны. В ходе боев за освобождение города она была уничтожена. Война повлияла и на прихожан: одни вернулись в СССР, другие остались в Венгрии, третьи эмигрировали в иные страны. Так в Будапеште снова возникла потребность в строительстве нового храма, но сил и средств не было. Выручил армянский торговец коврами, который занимал в центре города трехэтажный особняк. Под нужды церкви он выделил первый этаж дома. Церковную утварь принесли прихожане.
Новый поток эмигрантов в Будапешт хлынул в пятидесятые годы, когда в виду разногласий между Союзом и Югославией из по-следней начали уезжать русские.
Велика ли была численность прихожан на время нашей встречи? Не очень, раньше было больше. Эмигрантская община редеет. Кто-то уходит в мир иной, но наибольший урон наносят смешанные браки, когда русская девушка, выходя замуж за венгра, поляка или румына, теряет связь с русской церковью. В обычные дни в храме собирается до полусотни верующих, в торжественных случаях — 200-250 человек. Есть свой певчий хор.
На какие средства живет-действует храм? В основном — на пожертвования прихожан. Жертвуют от 20 форинтов до тысячи. Посещают ли его православные из Союза? Да. В основном — туристы, но случается и иное. На днях зашел соотечественник, объявил, что верующий. Но вот беда: обокрали, нет ни документов, ни денег. Поэтому он и бьет челом, обращается к настоятелю храма за по-мощью. Учитывая, что раб божий вел себя шумно, был под хмельком и очень настырно, пришлось вызвать полицию…
Иван Иванович поведал, что прихожане собираются в храме не только, чтобы исполнить религиозные обряды. Здесь они вспоминают о своей исторической Родине, делятся новостями, обмениваются различными газетами и журналами, другой видеоинформацией.
Принял приглашение отца Иоанна на очередную религиозную службу по случаю Рождества Христова. В храме мерцало пламя свечей, пахло воском и ладаном, со всех сторон на меня глядели лики святых. Пел хор. Волнующе, возвышенно.
В установленное время началась служба. Иван Иванович был в великолепии, облачился в рясу. Стали появляться прихожане. Если делить русских на революционных и послереволюционных, то они напоминали первых. Можно не сомневаться, что корни родо-словной большинства из них уходили в дворянскую Россию: дородность, важность, осанка, походка. В тот день все жертвовали щедро. Положил и сам пятьсот форинтов.
Выйдя во двор, где уже порядком смеркалось, еще раз обернулся на освещенные окна церкви, откуда доносился хор певчих. У ворот, пискнув тормозами, остановилась машина. Вышедшая из нее пара, бережно поддерживая друг друга, засеменила в храм. Который, ко всему прочему, для них и всех русских прихожан оставался кусочком Родины, частицей русского Отечества, «там русский дух, там Русью пахнет».
Церковь — это всегда олицетворение старины, здесь время словно останавливается…
7 января — Рождество Христово БУДАПЕШТ: в храме Сергия Радонежског 6.01.10, № 1
Добавить комментарий
« Саветы за работай Дэпутат Зайцава; весткі з Ялізава і Градзянкі 6.01.10, № 1
Гаркаваты смак асіповіцкага шакаладу… 6.01.10, № 1 »