12 ноября — Всемирный день качества
Давно ли люди заинтересовались качеством окружающих объектов или же производимых ими предметов, вещей? Казалось бы, качество — понятие новое. Оказывается, нет. Категория качества впервые была проанализирована Аристотелем, определившим ее как «видовое отличие» и отмечавшим «текучесть качества как состояния вещей, их способность превращаться в противоположность». Средневековая схоластика толковала так называемые скрытые качества как вечные и неизменные «формы». Свои определения этому понятию давали в разные времена Гегель, Энгельс и иные деятели науки, искусства, политики.
Проблема качества и сегодня является насущной, причем в разных сферах человеческой деятельности. Небезразлична продукция, выпускаемая осиповичскими предприятиями, и для земляков: что делается для ее соответствия требованиям времени? На этот вопрос отвечает заместитель директора по качеству ОАО «Осиповичский завод автомобильных агрегатов» Александр ЮРЧЕНКО:
— Требования качества можно подразделить на установленные и предполагаемые, и все они зиждутся на удовлетворении потребителя. В автопроме потребителей множество: автосборочное производство, водитель, пассажир, автосервис и т.д. — и все они должны быть удовлетворены и качеством, и безопасностью производимой нами продукции.
Требования у каждого свои, они часто расположены в разных оцениваемых плоскостях, но безусловным является их учет и возможность предугадать новые требования. Все это нужно для того, чтобы держаться на плаву в сложных экономических условиях. При оценке отечественных автомобилей мы часто пользуемся таким соотношением, как цена и качество, в то же время немецкий потребитель учитывает сочетания цена-мощность, мощность-расход топлива, дизайн-безопасность. Такие подходы и оценка автомобилей должны входить и в нашу практику.
Александр Иванович в разговоре не раз проводил параллель между продукцией отечественных автопроизводителей и производителей молочной продукции Беларуси. Молочные продукты обладают хорошими потребительскими свойствами, они полюбились нашими и российскими покупателями, но… не отвечают санитарным требованиям и нормам из-за использования при лечении крупного рогатого скота антибиотиков. Вот и получается, что продукция должна отвечать не только вкусовым качествам, но и требованиям без-опасности.
— Как известно, — рассказывает он, — наш завод входит в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ» и поэтому во многом зависит от работы головного предприятия ОАО «МАЗ», успехи и неудачи которого неизменно сказываются на «погоде», царящей на ОЗАА. На сегодня Россия является основным потребителем белорусских автомобилей и, как следствие, Минский автозавод и его основные поставщики автомобильных компонентов находятся в зависимости от экономического состояния соседней державы. Это неудивительно: 85 процентов товарной продукции ОЗАА составляют автокомпоненты, идущие на главный конвейер Минского автозавода. В то же время — по различным оценкам — складские запасы ОАО «МАЗ» могут быть разгружены в течение от 4 до 11,5 месяцев. Поэтому ОЗАА работает в направлении расширения рынка своей продукции, наращивания производства товаров народного потребления, и, кстати, по итогам работы за январь-сентябрь план по производству ТНП коллективом выполнен на 108 процентов.
— В последнее время одним из важных показателей качества выпускаемой продукции является престиж, — продолжает Александр Иванович. — Например, среди легковых автомобилей сейчас особой популярностью пользуются внедорожники, на которых их владельцы с удовольствием катаются по… городскому асфальту. От грузовых автомобилей, следуя принципу престижа, потенциальные владельцы требуют повышенной комфортности и внешнего вида. Поэтому МАЗ пошел в направлении улучшения внутреннего и внешнего вида кабины. В то же время внутренний интерьер и наружную красоту новых автомобилей семейства МАЗ-36430 создают осиповчане.
В наше время брак в работе недопустим. С целью его предупреждения концерны с мировыми именами создают системы менеджмента качества. Для автопроизводителей введен стандарт ISO/TS 16949. Этот стандарт направлен на предупреждение несоответствий. И в этом году мы первыми в республике сертифицировались по белорусскому аналогу данного стандарта — СТБ ISO/TS 16949.
…Многочисленные дипломы Министерства промышленности, сертификаты соответствия, размещенные на стене кабинета заместителя директора по качеству ОАО «ОЗАА», свидетельствуют о достижениях наших автомобилестроителей на протяжении 2000-2007 гг. в области качества. И вселяют уверенность, что наш завод сможет преодолеть кризисные явления, выйдет на новые рынки, создаст своим сотрудникам условия для достойной жизни, а жителям города прибавит гордости и за осиповичских автоагрегатчиков, и за Минский автозавод в целом.
Инна ЗАСКЕВИЧ