Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7) подписан Президентом Республики Беларусь 23 ноября 2017 г. и содержит ряд следующих положений:
1.До 2020 г. устанавливается мораторий на введение новых налогов, сборов (пошлин) и повышение налоговых ставок.
2.Устанавливается пятилетний срок,по истечении которого взыскание уплаты налогов и иных платежей в бюджет (внебюджетные фонды) не производится.
Данный срок взаимосвязан с положениями абзаца девяносто пятого подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» о том, что период, за который проверяется организация, по общему правилу не может превышать:
-трех календарных лет;
-пяти календарных лет, если проверяется соблюдение налогового законодательства, если иное не установлено законодательными актами.
Однако такое ограничение не распространяется на случаи, когда проверяемый период превышает пять лет. Так что при ликвидации (прекращении деятельности) в случае, если субъект не проверялся налоговыми органами с даты регистрации, не уплаченные налоги уплатить придется за весь период деятельности (абз. 8 п. 1 ст. 711 Налогового кодекса Республики Беларусь).
3.Субъектам, осуществляющим розничную торговлю через интернет-магазин или размещающим в интернете информацию о таких субъектах, возвращается право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2018 г., такого права указанные субъекты были лишены с 1 января 2016 г.
4.Вводится уведомительный порядокосуществления некоторых видов деятельности.
5.Значительно минимизированы требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды и ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (знаний,сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
6.Вводится правило о том, что собственник имущества юридического лица, признанного экономически несостоятельным(банкротом), его учредители (участники)или иные лица, в том числе руководитель юридического лица, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо возможность иным образом определять его действия, несут субсидиарную ответственность при недостаточности имущества юридического лица только в случае, если экономическая несостоятельность(банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями таких лиц (подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7).
В настоящее время, судебная практика пошла по пути практически полного удовлетворения исков о субсидиарной ответственности. К субсидиарной ответственности лица привлекаются как за действия, так и за бездействие, и вне зависимости от вины соответствующих лиц. Такая практика стала серьезным барьером на пути предпринимателей, желающих начать бизнес. Ведь предпринимательская деятельность неразрывно связана с риском.
7.Субъектам хозяйствования разрешено не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
8.В части норм-поручений Декрет № 7 содержит положение о том, что Национальному центру законодательства и правовых исследований совместно с Советом Министров Республики Беларусь при разработке в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2017 г. проекта закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Республики Беларусь необходимо обеспечить корректировку мер уголовной ответственности,предусмотрев:
-перевод отдельных составов экономических преступлений из категорий тяжких или менее тяжких в категории менее тяжких или не представляющих большой общественной опасности соответственно с учетом объективной общественной опасности совершения таких преступлений;
-минимизацию количества деяний с формальными составами;
-максимальный отказ от рассмотрения в отношении экономических преступлений такого обстоятельства, как «совершение преступления группой лиц или организованной группой», в качестве квалифицирующего признака, влекущего повышенную уголовную ответственность;
-увеличение крупного и особо крупного размеров ущерба, влекущего более строгую ответственность;
-исключение использования неоднозначных и оценочных определений в рамках уголовного законодательства;
-максимальный отказ от назначения наказания в виде лишения свободы за совершение экономических преступлений.
9.Вводится правило о том, что режим работы торговых объектов и объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания устанавливается субъектами хозяйствования самостоятельно без согласования с исполкомами, за исключением режима работы с 23.00 до 7.00.
10.Разрешается выполнение автомобильных перевозок без оформления путевых листов и перевозка отходов производства, за исключением опасных, при наличии товарно-транспортной накладной без оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
11.Предоставляется право размещать наружную рекламу и рекламу на транспорте без согласования с исполкомом,за исключением рекламы специфических товаров (работ, услуг).
Инспекция Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь по Осиповичскому району