С 1 января 2018 г. вступают в силу изменения и дополнения, внесенные в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и в Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное этим Указом, регулирующие контрольную (надзорную) деятельность в Республике Беларусь. Изменения касаются порядка планирования и проведения проверок, сферы контроля (надзора), упразднения отнесения субъектов хозяйствования к группам риска и многого другого.
Основная концепция Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376) – смещение акцента с воздействия со стороны контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности на профилактическую работу проверяющих, в том числе путем существенной оптимизации перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, что позволяет направить осуществление контрольной (надзорной) деятельности в сторону либерализации экономики.
Так, налоговый контроль будет осуществляться в форме:
- выборочных проверок (вместо проверок, включаемых в координационный план субъектов хозяйствования в зависимости от отнесения их к группе риска);
- внеплановых проверок;
- мер профилактического и предупредительного характера (путем проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга, проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства и применения его положений на практике, информирования субъектов (включая использование средств глобальной компьютерной сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами, проведения семинаров, круглых столов и др.).
Проведение выборочных проверок будет происходить при включении их в план выборочных проверок по истечении двух лет со дня:
- государственной регистрации – организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;
- присвоения учетного номера плательщика – обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);
- создания – представительств иностранных организаций;
- ввода в эксплуатацию объекта строительства – в части деятельности проверяемого субъекта в отношении этого объекта;
- первоначальной выдачи свидетельства о регистрации – лиц, осуществляющих
- адвокатскую деятельность индивидуально;
- первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма.
При этом отбор субъектов хозяйствования для проведения выборочной проверки будет осуществляться в соответствии с новой методикой формирования системы оценки риска, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
Критерии оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов при проведении выборочной проверки будут определяться государственным органом (организациями) по согласованию с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности, образованным при Комитете государственного контроля Республики Беларусь. Основными задачами названного Совета являются анализ состояния контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь и разработка предложений для государственных органов и иных организаций, реализующих функции контроля (надзора), по повышению эффективности этой деятельности.
В отношении внеплановых проверок сокращен перечень оснований для их назначения. Внеплановые проверки могут быть назначены руководителем налогового органа или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа только по следующим основаниям:
проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства);
проведение дополнительной проверки;
поручение органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам;
необходимость проверки субъектов, включенных в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономическойсфере, а также иных проверяемых субъектов – при наличии сведений о совершении сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр;
необходимость оперативного пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности.
При этом в ходе внеплановой проверки подлежат изучению только те вопросы (сферы), к которым относятся факты и обстоятельства, выявленные в отношении конкретных проверяемых субъектов и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки. Одним из значимых изменений является то, что теперь органы уголовного преследования будут давать налоговым органам поручения на проведение внеплановых проверок только в рамках возбужденных уголовных дел.
Кроме того, Указом № 376 устанавливается ограничительный период проверки соблюдения налогового законодательства. Так, проверка налоговым органом соблюдения юридическим лицом, его обособленным подразделением, имеющим учетный номер плательщика, представительством иностранной организации, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, осуществляющим нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, физическим лицом налогового законодательства проводится за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года.
В случае представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличивается (возникает) сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на прибыль, или налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость с изменениями и (или) дополнениями, согласно которой увеличиваются налоговые вычеты по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) по налогу на добавленную стоимость, за период свыше пяти календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, проверка проводится за период, за который представлена налоговая декларация (расчет) с изменениями и (или) дополнениями.
Кроме того, период, за который налоговым органом будет проводиться выборочная или внеплановая проверка, не будет ограничиваться в случаях:
- проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
- осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
- проведения дополнительных проверок.
Указом № 376 также предусматривается, что такой срок не распространяется на осуществление контроля в сфере декларирования физическими лицами доходов и имущества, поскольку контроль за соответствием доходов и расходов осуществляется за десять календарных лет (ч. 2 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов»).
Также Указом № 376 установлено, что при ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), у которого отсутствует движение денежных средств по счетам, открытым в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронным кошелькам и (или) отсутствуют указанные счета, электронные кошельки в течение трех лет подряд, предшествующих дню направления в регистрирующий орган представления (предложения) о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, налоговый орган направляет в регистрирующий орган справки и сведения, выдаваемые в соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», или иными законодательными актами, предусматривающими представление таких справок (сведений) в отношении отдельных категорий плательщиков, на основании имеющейся у него информации о деятельности такого юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При этом Указом № 376 предусмотрена возможность привлечения к дисциплинарной ответственности проверяющих вплоть до освобождения от занимаемой должности за совершение ими грубых нарушений требований к порядку организации и проведения проверок, в том числе за:
- невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок при представлении этой книги;
- отсутствие оснований назначения проверки;
- превышение установленных сроков проведения проверки;
- проверку выполнения требований законодательства, если такие требования не относятся к компетенции контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку;
- требование от проверяемого субъекта представления документов и (или) информации, если они не относятся к вопросам, указанным в предписании на проведение проверки;
- отбор проб и образцов для проведения исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз в количестве, превышающем установленные законодательством нормы, необходимые для проведения таких исследований, испытаний, технических освидетельствований, экспертиз;
- непредставление проверяемому субъекту или его представителю акта (справки) проверки в порядке и сроки, определенные в Положении о порядке организации и проведения проверок, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510.
Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц контролирующих (надзорных) органов к установленной законодательными актами ответственности.
Необоснованное назначение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа проверки, совершенное с использованием своих служебных полномочий из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда правам и законным интересам проверяемых субъектов либо государственным или общественным интересам, влечет уголовную ответственность.
Кроме того, виновные деяния должностных лиц, выразившиеся в ненадлежащем или несвоевременном выполнении норм Указа, повлекшем причинение ущерба государственной собственности либо существенного вреда государственным или общественным интересам, при наличии оснований влекут уголовную ответственность.
Указ № 376 является правовым актом, который путем изменения порядка осуществления контрольной (надзорной) деятельности направлен на создание в стране благоприятных условий для организации бизнеса, привлечение новых инвестиций, развитие бизнес-сообщества, в том числе путем ограничения вмешательства контролирующих органов в деятельность субъектов хозяйствования, добровольно исполняющих налоговое обязательство, а также будет способствовать защите законных прав и интересов проверяемых субъектов.
Инспекция МНС Республики Беларусь по Осиповичскому району