Многоколесный мастодонт, на который требуются права категории С+Е, к герою этого обзора отношения не имеет. Хотя совпадение народного прозвища автопоезда и названия модели испанской легковушки создает вокруг последней определенную ауру. Когда нынешний владелец легковушки «Сеат-Фура» регистрировал ее в ГАИ, произошел забавный эпизод. Сотрудник МРЭО, который вышел на осмотровую площадку для сверки номеров кузова и мотора, был в сильном недоумении, увидев вместо ожидаемого автопоезда ну очень маленький автомобиль.
«Испанская штучка»
Продукция испанского автопрома не совсем испанская. В этой стране выпускались и выпускаются оригинальные марки вроде былинной «Испано-Суиза» и современного эксклюзивного разэксклюзивища — спорткаров «Трамонтана» или «ГТА Спано». Но это штучный товар для богатых и знаменитых, а основной производитель испанской автотехники «СЕАТ» ориентируется на зарубежные разработки. Концерн «ФИАТ» был одним из учредителей «СЕАТа» и до 1980 года одним из главных его акционеров. В этот период испанцы копировали итальянские машины. Потом «ФИАТ» ушел с Иберийского полуострова, а его место в 1982 году занял «Фольксваген», после чего испанские автомобили начали все более походить на расово-немецких «перзоненвагенов».
В период двухлетней самостоятельности «СЕАТ» также не стал заниматься отсебятиной и поставил на конвейер последний итальянский «клон» — «Сеат-Фура».
Выпускался этот автомобиль с 1981 по 1986 годы в достаточно большом количестве и даже был штатным транспортным средством испанской полиции.
Сам себе памятник
Прототипом «Фуры» стал «Фиат 127» — очень удачная модель городского автомобиля. В конце 60-х итальянский автогигант начал разработку целой серии передовых для того времени переднеприводных легковушек малого класса, которые должны были сменить устаревшие «Фиат 500», «600», «800», «850» — одноклассников советского «ЗАЗ-965», он же «горбатый Запорожец».
Поскольку автомобили нового семейства планировалось делать максимально бюджетными, девизом в их создании был минимализм и простота. Создание внешнего вида модели с рабочим кодом X 1/4 поручили молодому дизайнеру Пио Мандзони. Он был перфекционистом по натуре и конструктивистом по убеждениям, поэтому к работе отнесся соответственно: «Вы хотите, чтобы я сделал самоходную табуретку? Нет проблем, но это будет табуретка ОТ КУТЮР!»
Довести до абсолюта свои идеи Мандзони не успел. Дизайнер вылепил из пластилина полноразмерный макет кузова машины, но за несколько часов до его показа руководству фирмы погиб в ДТП. История банальна: опаздывая на работу, Пио не справился с управлением своим «Фиатом 500» и вылетел в кювет.
Предложенный Мандзони образ микролитражки начальству показался сыроватым, но его утвердили — в знак уважения к таланту дизайнера. Решение оказалось правильным: своеобразный внешний вид сделал «Фиат 127» узнаваемым, а в эксплуатации «табуретка от кутюр» проявила себя наилучшим образом. Эта машина была признана Европейским автомобилем 1972 года, она — под разными названиями — выпускалась в Европе до 1987, а в Южной Америке до 1996 года. Нечастое долголетие!
К слову, выпускавшаяся в Испании «Фура» была пятидверным хэтчбеком: итальянцы считали, что для такой маленькой машины до-статочно двух и трех дверей. Но за пределами Испании «Фура» продавалась под маркой прародителя — «Фиат 127».
Только мелкий тюнинг
Профессиональный водитель Николай Богданович купил «Фуру» в 1995 году. Выбор «микромобиля» объясняет просто: в то время европейских машин было еще мало, все они воспринимались как желанная экзотика, так что покупал то, на что хватило денег. К тому же машина была в очень хорошем техническом состоянии.
Запас неубиваемости машинке с габаритами 3,6 метра длиной, 1,5 шириной и 1,4 высотой обеспечивают интегрированная в днище рама, качественный металл кузова, оптимальная для веса машины конструкция подвески, надежный и великолепно сбалансированный силовой агрегат. Двигатель объемом 0,9 литра в паре с механической КПП позволяет «Фуре» уверенно себя чувствовать на любых дорогах, в том числе и тех, где допустимая скорость 120 км/ч. Ну и, конечно, общая простота машины. По сути, в ней нечему ломаться, и если что-то выходит из строя, то только по причине полной выработки ресурса.
Запчасти на «Фуру» дешевы, но не все доступны. Поэтому в некоторых случаях владельцу приходится проявлять смекалку. Так, «как родной» стал замок зажигания от грузового «ЗИЛа», а жигулевский бензонасос подошел после минимальной подгонки. Еще Богданович установил переключатель режимов охлаждения мотора. В пробках и при движении на низких передачах по плохим дорогам крохотный движок склонен к перегреву, так что принудительное включение вентилятора сильно облегчает ему жизнь. Вот собственно и все — садимся и едем!
Салон «Фуры» маленький. Посадка и выход то еще гимнастическое упражнение, но сидеть в салоне удобно — во всяком случае, спереди. Сзади пассажирам тесновато, но это плата за приличный по кубатуре багажник.
Управление микромобилем требует привыкания. Он низкий и узкий, поэтому из водительского кресла смотришь на мир под несколько непривычным углом. Да и скорость, когда едешь впервые, воспринимается обостренно. Если 60 км/ч на «Ауди» — это «шаг вразвалочку», то на «Фуре» — «бег в хорошем темпе». Ну а при 120 км/ч получается почти полет на реактивном истребителе. Кстати, очень приятно щекочет нервы!
Последнее время владелец осиповичской «Фуры» подумывает о замене машины. Не потому, что перестала устраивать — просто хочется перемен. Возможно, он прав. С другой стороны, автомобилей в Осиповичах много, а «испанская штучка» среди них одна…