17.05.2016 состоялось заседание коллегии прокуратуры Могилевской области совместно с Комитетом государственного контроля Могилевской области на котором рассмотрен вопрос «О наиболее проблемных вопросах в системе жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области».
Результаты проверок, проведенных органами прокуратуры и Комитета госконтроля, показали, что в работе предприятий ЖКХ области имеют место многочисленные нарушения законодательства.
В ходе проверки прокуратурой исполнения антикоррупционного законодательства, нарушения при проведении закупок товаров (работ, услуг) выявлены в Глусском, Дрибинском, Кировском, Круглянском, Могилевском, Славгородском, Чаусском, Шкловском УКП «Жилкомхоз», Краснопольском УКП «Жилкоммунхоз», Горецком и Кричевском УКПП «Коммунальник», КУП «ЖРЭУ Ленинского района г.Могилева», КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г.Могилева», БУКДПОЖФ Первомайского района г.Бобруйска и УКПП ЖКХ «Бобруйскжилкомхоз».
Нарушения установленного порядка проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) являются условиями для совершения коррупционных преступлений. Во втором полугодии 2015 г. и текущем году прокуратурой области возбуждены уголовные дела, предусмотренные ч.3 ст.426 УК Республики Беларусь, в отношении руководителей Шкловского и Глусского УКП «Жилкомхоз», по фактам приобретения товарно-материальных ценностей по завышенной стоимости, в нарушение законодательства регулирующего проведение закупок.
Одним из условий, совершаемых на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства правонарушений, является ненадлежащее состояние профилактической работы, направленной на предупреждение коррупционных правонарушений.
Несмотря на требования Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», работа с обращениями граждан не стала эффективным способом защиты их интересов и прав.
Не изжит формализм в работе с людьми, что свидетельствует о недостаточной проводимой работе в деятельности местных исполнительных органов и организаций жилищно-коммунального хозяйства.
В 2015 году за нарушение сроков рассмотрения обращений, допущенную волокиту в решении вопросов, а также некачественное выполнение работ к дисциплинарной ответственности привлечены 707 должностных лиц, в том числе 160 государственных служащих и 325 сотрудников предприятий системы ЖКХ области.
Нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений граждан имели место в Могилевском горисполкоме, Кричевском, Могилевском, Славгородском, Чаусском райисполкомах, КУП «ЖРЭУ Ленинского района г.Могилева», КУП «ЖРЭУ Октябрьского района г.Могилева», Могилевском, Глусском, Кировском УКП «Жилкомхоз» и др.
Требования законодательства об обращениях граждан в части ведения книги замечаний и предложений, прямых телефонных линий не соблюдаются в Бобруйском, Дрибинском, Кличевском, Славгородском УКП «Жилкомхоз».
Организациями жилищно-коммунального хозяйства в полном объеме не налажена работа по соблюдению требований Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», допускаются факты рассмотрения заявок и претензий граждан в рамках законодательства об обращениях граждан. Данные недостатки в работе характерны практически для всех организаций системы ЖКХ.
Не осуществляются действенные меры по выявлению и привлечению к ответственности лиц, ведущих аморальный образ жизни, создающих условия, невозможные для нормального проживания и отдыха граждан в многоквартирных жилых домах, выселению указанной категории лиц из занимаемых жилых помещений. На данные недостатки обращалось внимание в 2014 году, в ходе проведенной органами прокуратуры области аналогичной проверки. Вместе с тем, они по-прежнему характерны для г.Могилева, г.Бобруйска, Кричевского, Осиповичского, Славгородского, Чаусского, Чериковского и Хотимского районов.
За первый квартал 2016 г. дебиторская задолженность предприятий ЖКХ за оказанные услуги увеличилась на 103,7 млрд.руб. или на 36,5%, в т.ч. просроченная задолженность – на 32,4 млрд.руб. или на 36,2%. Одной из причин роста просроченной дебиторской задолженности является ненадлежащая претензионно-исковая работа предприятий ЖКХ Бобруйского, Глусского, Кировского, Кличевского, Краснопольского, Славгородского, Чериковского районов, Осиповичского ДУКПП «Водоканал».
(Вставка КГК Могилевской области)
По результатам проведенных Комитетом государственного контроля Могилевской области (далее – Комитет) контрольно-аналитических мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году, январе-марте 2016 г. к административной ответственности привлечены 6 организаций и 40 их работников на
4,8 млрд. рублей, дисциплинарно наказаны 39 должностных лиц, возвращены в бюджет 5,8 млрд. рублей, сэкономлены 7,7 млрд. рублей бюджетных средств. УДФР по материалам проверок Комитета возбуждены 3 уголовных дела.
О результатах контроля проинформирован Комитет госконтроля Республики Беларусь с внесением соответствующих предложений Правительству, министерствам жилищно-коммунального хозяйства, финансов, энергетики, иным заинтересованным.
Примеры выявленных нарушений:
В 4 организациях (УКПП «Чериковский жилкоммунхоз», Дрибинском УКПП «Жилкомхоз», Осиповичском ДУКПП «Водоканал», Кричевском УКПП «Водоканал») выявлено незаконное получение (предъявление к получению) более 8 млрд. руб. средств бюджета на покрытие затрат на оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги (завышение объемов выполненных работ, оказанных услуг, необоснованное включение в себестоимость амортизационных отчислений по неиспользуемым объектам основных средств, сверхнормативных расходов и потерь топливно-энергетических ресурсов).
В Славгородском и Белыничском УКП «Жилкомхоз» выявлено нецелевое использование отчислений населения на капитальный ремонт жилых домов на общую сумму почти 1 млрд. руб.
Из-за недостаточного методологического сопровождения управления жилищно-коммунального хозяйства облисполкома, низкого профессионального уровня специалистов организаций ЖКХ ими допущены ошибки в расчетах стоимости оказанных юридическим лицам коммунальных услуг, которые повлекли недополучение более
2,4 млрд. руб. выручки, недоплату в бюджет более 1 млрд. руб. налогов.
В области недостаточно задействованы резервы снижения себестоимости ЖКУ путем сокращения потерь тепловой энергии и воды. Доведенные на 2016 год облисполкомом соответствующие нормативы в большинстве случаев превышают установленные Министерством жилищно-коммунального хозяйства предельные величины потерь и не способствуют экономии ресурсов.
При этом многими организациями ЖКХ не обеспечено соблюдение даже таких завышенных нормативов потерь.
В целом выявленные органами прокуратуры и Комитета нарушения и недостатки свидетельствуют о ненадлежащей организации работы, низкой исполнительской дисциплине в системе жилищно-коммунального хозяйства области, приниженном контроле органов госуправления за деятельностью подведомственных организаций ЖКХ, необходимости принятия дополнительных мер по кардинальному улучшению состояния дел в этой сфере.
Решением коллегии определен ряд мер направленных на обеспечение должного надзора за исполнением законодательства, направленного на борьбу с коррупцией, законодательства о закупках товаров (работ, услуг), об обращениях граждан в управлении жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома, о выполнении социальных стандартов в организациях жилищно-коммунального хозяйства.
Пресс-службы прокуратуры и Комитета госконтроля
Могилевской области- старший помощник прокурора Могилевской области Елена Шумейко