Такого слова — трейд-брейк — на самом деле нет. Придумал его автор, совместив «торговлю» («trade» по-английски) и «перерыв» («break»). И неологизм возник не сам по себе, а по очевидному поводу.
На вступление в силу Указа Президента страны № 222 предпринимательское сообщество отреагировало просто и предсказуемо: тот, кто до 1 января не перешел на торговлю сертифицированной продукцией, «заморозил» деятельность. Временно или постоянно — пока непонятно. По данным осиповичской инспекции по налогам и сборам* подали «нулевые» декларации — т.е. подтвердили временное прекращение деятельности — около 30 индивидуальных предпринимателей. Сведениями о ликвидации ИП в связи с невозможностью выполнять требования по обязательной сертификации ИМНС не располагает. Чем занимаются во время «простоя» наши предприниматели? Про всех сказать невозможно, но известно, что часть ИП присоединилась к республиканскому ОО «Перспектива», которое продолжает ратовать за отмену упомянутого Указа.
Наиболее выразительные проявления трейд-брейка — опустевший городской рынок — даже на выходных здесь занято всего около трети торговых мест — и закрытые секции в торговых центрах. Хотя особо зияющих брешей в последних не наблюдается: в «Сити-Молле» не работало 4 павильона, «Магните»,»Рахмате» и на подземном этаже «Соседей» — по 2-3*.
Потребитель всегда прав
Что думают о трудностях индивидуальных предпринимателей потенциальные покупатели? Опрос прохожих в данном случае не самый точный индикатор, однако позиция большинства пожелавших высказать точку зрения в целом оказалась схожей.
По мнению собеседников, Осиповичи не самое выгодное для покупок место: цены на одежды и обуви высоки, а ассортимент — узок. К ИП в целом — как к форме торгового обеспечения — горожане относятся положительно, но позицию приостановивших деятельность предпринимателей воспринимают прагматично. Рассуждают так: раз за приемлемыми по цене и потребительским качествам товарами и ранее приходилось ездить в Бобруйск или Минск, то с сокращением количества коммерсантов для потребителей принципиально ничего не поменялось. За исключением цен, конечно. Но связь подорожания товаров с сертификацией куда менее очевидна, чем влияние на их стоимость январского падения курса рубля.
Предпринимательский расклад
В прошедшем 1 февраля в Минске предпринимательском форуме, участники которого добиваются отмены Указа № 222, по неподтвержденным данным участвовало 7 земляков. Оперативно войти с ними в контакт не получилось: общие знакомые называть «имена, пароли, явки» не хотели, обещали передать просьбу корреспондента о встрече, но… То ли забыли, то ли самих предпринимателей-активистов общение с районными СМИ не заинтересовало. В любом случае, предложение высказать свою позицию на страницах «районки» остается в силе — ждем!
Но все же большая часть наших ИП не сочла требования по обязательной сертификации товаров невыполнимыми и продолжает работать. Один из представителей этой части бизнес-сообщества — Дмитрий, торгующий верхней одеждой, сумками, трикотажем. Фамилию и расположение своей торговой точки он просил не указывать, но причин «скромности» не скрывал, и о наболевшем говорил откровенно:
— Среди предпринимателей нет духа товарищества, нынешняя ситуация еще более усугубила разобщенность, поэтому и не хочу светиться. Наверняка со мной не все согласятся, так зачем наживать недругов?
О введении сертификации речь шла давно, так что времени на поиск подходящих поставщиков хватало. Конечно, потребовалось приложить немало сил, но неразрешимой проблемой это не стало.
Сам уже год работаю с сертифицированной продукцией. Ее цена получается где-то на 30 процентов дороже, ассортимент — уже, но эти ограничения для бизнеса не критичны. Во всяком случае, у меня нередко покупают вещи приезжие минчане и удивляются, что в столице такого товара нет.
Зато после перехода на сертифицированный товар я стал платить в 6 раз меньше налогов: было около 4,5 миллионов в месяц, стало — 700 тысяч.
На самом деле по частной торговле сильно ударил не Указ, а падение покупательской способности населения. Причем особенно заметно сократился платежеспособный спрос именно в Осиповичах. Если года 3-4 назад земляки имели приличный уровень доходов, и предприниматели могли торговать с рентабельностью 15-20 процентных пунктов, то в последнее время даже 10 процентов не получается. Не могу сказать, что нынешний уровень прибыли упал до совсем уж низкого уровня, но тревожит неопределенность будущего.
Если больше никаких изменений торгового законодательства не произойдет, через полгода все утрясется. ИП, которые не смогли приспособиться к новым условиям, закроют бизнес, остальные будут работать нормально: новая обувь и одежда людям нужна. А если Указ № 222 отменят или снова отложат, законопослушные предприниматели понесут очень серьезные потери.
Считаю, что время для введения мер, которые повышают себестоимость товаров, выбрано неудачно: сертификацию нужно было проводить лет 5 назад. А вообще, хотелось бы надеяться на лучшее. Например, что установленные для белорусского предпринимательства правила не будут в дальнейшем меняться так часто, как сейчас.
ОАО «Торговля»: есть ли козырь в рукаве?
В ходе упомянутого выше мини-опроса подтвердилось расхожее мнение, что ОАО «Торговля» не может на равных состязаться с частниками в продаже продукции легпрома. У подобного скепсиса действительно есть основания, но в нынешних условиях наш «торговый тяжеловес» теоретически способен улучшить свои позиции. Конкуренция сейчас идет по одинаковым для всех правилам, а у крупных фирм есть свои преимущества в борьбе за благосклонность потребителя.
По словам директора Анатолия Кулаги, «Торговля» уже предпринимает энергичные шаги по расширению ассортимента и очень надеется на разворотливость отечественного производителя. Все же Указ № 222 направлен на защиту внутреннего рынка от некачественного импорта, заменить который должны белорусские брэнды.
Сможет ли наш легпром оправдать эти ожидания? Хочется верить. Ну не можем же быть настолько косоруко-бестолковыми, чтобы не обеспечить себя дешевыми, качественными и модными штанами!
* на момент написания материала.
Дмитрий САВРИЦКИЙ.