Не забавы ради, а стратегии для
Было бы удивительно, не желай продавцы автозапчастей получать прибыль от своего дела, поэтому без иронии, фарисейства и ложной скромности хочется пожелать предпринимателям, которые занимаются этим непростым бизнесом, в наступившем году всяческих успехов. Потому как без удобных и оперативно работающих профильных магазинов рядовому автовладельцу будет хлопотно, грустно и безумно сложно содержать свою машину.
Хорошая новость: автомагазинов у нас много.
Плохих новостей две сразу: у потребителей нынче очень туго с деньгами, и они экономят на содержании машин. А когда с финансами было проще, наблюдался массовый «хапун» новой техники российского производства, белорусский автопарк сильно обновился, а новые машины не ломаются — во всяком случае, пока.
Когда объемы реализации падают, между продавцами однородной продукции начинается ожесточенная борьба в духе здоровой конкуренции. Это — закон рынка, такой же непреодолимый, как законы Ома и Бойля-Мариотта вместе взятые.
Осиповичские автобизнесмены от всех прочих не отличаются. Однако устроить конкурентам тихую «Варфоломеевскую ночь» в виде жесткого демпинга или других «болевых» приемов экономического каратэ они и не могут, и не хотят. Отчасти мешает менталитет, но в основном — очень мало пространства для маневра. Цены и так снижены до предела, за которым начинается работа с критически малым уровнем прибыли. Ни один бизнесмен на подобный деловой суицид не пойдет, поэтому приходится сосуществовать мирно. Хотя — кто мешает разрабатывать стратегии развития, которые позволяют сполна использовать преимущества конкретной фирмы в борьбе за благосклонность покупателей? Дежурный по «АВТОклубу» и попытался узнать, есть ли у владельцев наших автомагазинов планы по увеличению товарооборота, разобраться, какая от этого может быть выгода простым автовладельцам.
«Автодив» не намерен класть все яйца в одну корзину
Самый динамичный представитель местной торговли запчастями оказался перед сложным выбором. Из всех магазинов ЧТУП с прибылью работает меньше половины, а расположенные в Елизово и Глуске приносят чувствительные убытки. Однако закрыть нерентабельные торговые точки не так-то просто: сеть из 10 магазинов делает «АвтоДив» крупным оптовым покупателем, что открывает доступ к максимально возможным скидкам от фирм-поставщиков.
По словам владельца предприятия Дмитрия Дингалева, поддерживать приемлемый уровень доходности при сохранении фирменных стандартов качества работы и конкурентных цен позволяет многопрофильность. Кроме торговли запчастями, частное предприятие занимается ремонтом машин, их обслуживанием, тюнингом, а заодно реализует несколько не связанных с автобизнесом проектов. Сильных сторон у такой универсальности несколько. Прежде всего — возможность не сокращать хорошо подготовленные кадры. А еще широко применять эффектные приемы маркетинга: проводить акции, сезонные распродажи, развивать программу скидок для постоянных покупателей. Есть определенные расчеты и на коммерческий результат от использования собственного сайта — autodiv.by.
«Автодом» расширяется через сокращение
Долгое время владелец ЧТУП «ПлютАвтоДом» Сергей Плют был удовлетворен достигнутыми успехами и особо не стремился к переменам. Сейчас же пришел к выводу, что для удержания своей доли продаж нужно в ближайшее время расширить торговую площадь магазина. Место, где расположен «Автодом», в этом плане очень удобное, и, что важно, новостройка на нем не потребует преодоления сложных бюрократических препятствий, так что план вполне реальный. Пока же основной акцент делается на оптимизации расходов. До минимума сокращен персонал, ведется налаживание связей с более «дешевыми» поставщиками из России. Интерес здесь обоюдный: оптовики из соседней страны заинтересованы в проникновении на белорусский рынок запчастей и готовы, во всяком случае — пока, продавать свой товар по очень низким ценам.
Для организации быстрых и бесперебойных поставок из РФ требуется отточенная логистика, которая достижима только при использовании самого совершенного компьютерного обеспечения. Необходимые программы Сергей заказывает в Минске, который не без оснований считается одним из крупнейших центров высоких технологий на постсоветском пространстве.
«ДиРГиС Авто Групп» и деловой «теремок»
Алексей Токарев, основатель ООО «ДиРГиС Авто Групп», открыл свой магазин запчастей с символичным названием «101-й километр» в одном здании с ИП Иванов С.В. — мастерской по ремонту стартеров и генераторов — два года назад, а недавно к ним присоединилась колористическая лаборатория ИП Ремень Г.Г. Эти частные предприятия сохраняют автономность, но заинтересованы в сотрудничестве, где это только возможно. Так, «101-й километр» специализируется на поставках запчастей и комплектующих по профилю «соседей», что выгодно всем и в первую очередь — общим клиентам.
Участники бизнес-анклава оптимистично оценивают свой совместный потенциал и намерены сообща работать над рекламой. Промзона («теремок» расположен рядом с ИООО «Кровельный завод ТехноНИКОЛЬ») — это не центр города, так что автомобилистам про себя напоминать необходимо часто и, желательно, креативно. Один из интересных способов работы с покупателями, который здесь успешно применяется, — возможность живого торга. По словам Алексея, такой способ получения скидки нравится многим землякам, т.к. добавляет посещению торговой точки элемент игры и азарта.
«Автостоп» и «Механик» в поисках «рыбного» места
Волей судьбы эти две торговые точки долгое время размещались под одной крышей — их владельцы арендовали площади в здании продуктового магазина «Чайка» на улице Риммы Кунько. Однако недавняя проверка МЧС не одобрила соседство таких разнородных товаров, как растительное и смазочное масло, минералка и тормозная жидкость, жевательная резинка и покрышки. Потрясением вердикт пожарных не стал: оба автомагазина уже давно готовились к переезду на новые места.
Жанна Сологуб, хозяйка «Автостопа» (ИП Сологуб Ж.Т.), вложила деньги в строительство нового торгового комплекса на улице Сумченко и планирует новоселье сразу после его сдачи в эксплуатацию. Новая торговая площадка будет значительно больше, что позволит осуществить давнюю мечту бизнес-леди: применить принципы мерчендайзинга в торговле автозапчастями. Мудреное слово на букву «М» означает особое оформление торгового зала, психологически обоснованную раскладку товаров и прочие штучки, делающие процесс покупки приятным и увлекательным занятием. К слову, система расчета скидок постоянным покупателям «Автостопа» очень похожа на дисконтные программы «Евроопта» и «Соседей», что обеспечивает ее интуитивное понимание.
Дмитрий Кравцов — директор «Механика» (ООО «Гон Кравт») — особых планов в связи с предстоящей сменой адреса не строит. Первоочередной задачей считает удержание постоянных клиентов, а дальше намерен действовать по обстоятельствам, двигаться шаг за шагом. В условиях непредсказуемого курса доллара и уверенного падения цен на нефть такой подход имеет свои сильные стороны.
«Талекс» выбирает прямую дорогу
Создатель первой в Осиповичах сети магазинов автозапчастей «Автопром/Автомаг» Алексей Киселев не раз убеждался, что следование принципу «делай, что должен, и будь что будет» сильно экономит нервы, а это важнее, чем размер получаемой прибыли. Поэтому нынешние трудности он воспринимает с философским спокойствием.
ЧУТП «Талекс» своевременно — более года назад — закрыл малорентабельный магазин в Глуске, аккуратно сократил количество рабочих мест и свел до минимума накладные расходы, так что теперь может «просто работать». Иначе говоря — получать достаточный уровень доходов, сохраняя доступные цены и обеспечивая привычный для покупателей ассортимент товаров.
При этом патриарх осиповичского автобизнеса не исключает возможность продажи своих торговых точек более молодым и амбициозным коллегам. Если, конечно, у них на это хватит средств.