Кооператоры прочно стояли на ногах многие десятилетия, обслуживая товарами повседневного спроса сельское население, а также активно занимаясь заготовками. В последнее же время их позиции несколько пошатнулись: на пятки начали наступать частники со своими мини-маркетами и автолавками, обслуживающими малонаселенные пункты.
Из-за нерентабельности магазины в таких поселениях потребкооперации пришлось закрыть и перейти на подобную форму обслуживания, оставаясь верными сельчанам. Но все чаще можно слышать от тех же бабушек и дедушек из отдаленных деревень нарекания в адрес райпо: продукты в автолавках бывают дороже тех, что им привозят дети из города. Ассортимент тоже хотелось бы более разнообразный. Да и в местах, где есть стационарные магазины, люди не всегда довольны наличием желаемых продуктов, их качеством и ценами, которые порой бывают значительно выше, чем у предпринимателей. В общем, при возможности отовариться в городе по более выгодной цене никогда не упускают такой шанс. Особенно притягивают к себе такие крупные торговые сети, как “Чистые родники”, “Доброном”, “Евроопт”. Последняя, кстати, готова сегодня обслуживать покупателей на селе и предложить им более высокий уровень шопинга.
Как же реагируют на это заявление наши кооператоры?
— В торговой сети общества 42 сельских магазина, торговая площадь которых 3,5 тысячи “квадратов”. Удельный вес — 7,6% от общего количества торговых точек района, — говорит председатель правления местного союза пайщиков Александр Ковач. — Всего на обслуживании находится 14,5 тысячи сельчан, из них более трети закупается в автолавках, которые наведываются по утвержденному графику в 127 населенных пунктов. За магазином на колесах закреплено по 3 маршрута. За день машина посещает в среднем 10 деревень, в неделю в каждом селе наши продавцы бывают два раза. Товарооборот их за 11 месяцев составил чуть более 6 миллиардов рублей, стационарных — почти 83 миллиарда.
Кроме райпо, на село выезжает и частник. На него приходится приблизительно такая же нагрузка. А вот готовы ли сегодня поделиться сельской территорией еще с одним торговым представителем? Безусловно, нам трудно конкурировать с тем же “Еврооптом”. В городе три его объекта, и многие сельчане в них частые покупатели — имеют на это право. Точно так же можно понять и жителей из отдаленных деревень, которые хотят купить и свежее мясо, и охлажденную куриную разделку, и овощи с фруктами по дешевке, и хлеб не только местный. Если конкуренция будет честной и всех обяжут соблюдать полный ассортиментный перечень, а не возить исключительно ходовой товар, соблюдать график, а не “подрезать” друг друга, поделить обслуживаемую территорию и взять на себя социальные функции, заготовки, — тогда другой вопрос. Главное, чтобы людям было лучше.
— Некоторых ваших коллег-кооператоров с других регионов ждет банкротство, а кое-кто уже ушел с рынка услуг. Как собираетесь держаться на плаву?
— Даже если потеряем часть оборота, получаемого от торговли автолавками, то это мизер по сравнению с остальной прибылью — ведь наши магазины работают и не собираются закрываться. По-прежнему активно занимаемся заготовками. Причем, прогресс есть: приобрели специальные машины, которые забирают у сельчан вторсырье — было бы только у людей желание избавляться от тех же бутылок и макулатуры. Купили второй агрегат для прессования бумаги. Работает парикмахерская, ремонтируем обувь, в шести торговых точках осуществляем ксерокопирование. Активно избавляемся от неэксплуатируемых объектов: одни — продаем, другие — сносим. Кафе “Трявна” приносит прибыль от аренды. Открываем фирменные секции. Например, в магазине “Сузор’е” представлена продукция фабрики “Коммунарка”. Идут переговоры по открытию секции по продаже алкоголя — от минского “Кристалла”. Работают два мини-кафе, услуги которых пользуются спросом. Не забываем и про ремонт торговых точек: в магазин деревни Погорелое вложили 270 миллионов рублей, в елизовский № 2 —700 миллионов. В планах — строительство супермаркета в городе на 500 квадратных метров.
Сегодня все должно быть построено на принципах здоровой конкуренции. И те, кто ее не выдерживает, должны уступить место другим. Вот и наши кооператоры пока не собираются этого делать, а упорно сражаются за своего покупателя, продвигая новые услуги и развиваясь по-современному в его же интересах.
Нина ВИКТОРЧИК.