Парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца”
в настоящее время представляет собой наиболее современное предприятие в районе.
Хотя — к чему местечковый патриотизм: ничего подобного
нет на просторах всего СНГ! Понятно, что акцент на уникальность при создании фабрики
был сделан вполне осознанно: «Сонца” изначально задумывалось как весьма амбициозный
инвестпроект, рассчитанный не только на удовлетворение внутреннего спроса на синтетические
моющие средства, но и на завоевание весомой части внешнего рынка. Не нужно быть
продвинутым экономистом, чтобы понять элементарную истину: без применения самых
современных технологий, эффективных методов организации работы предприятия и достаточно
большой мощности оборудования решить такую задачу сегодня невозможно в принципе,
да и имея перечисленный набор «волшебных палочек” не так-то просто. А потому интересно
посмотреть, что это такое — развитие производства в условиях здоровой (в смысле
жесточайшей) конкуренции.
Стиральный порошок в маркетологическом
контексте
Сперва несколько цифр. Суммарная мощность
оборудования позволяет выпускать 60 тысяч тонн синтетических моющих средств (СМС)
в год, а годовое потребление их в Беларуси едва дотягивает до 36 тысяч тонн, значит,
резервы для экспансии на рынок стран Таможенного союза — как минимум — очень приличные.
Однако рынок моющих средств сегодня перенасыщен, и продвижение нового товара — процесс
весьма напряженный.
Высокие темпы роста объемов производства
в данном случае далеко не самый главный приоритет. Работать на склад — занятие с
экономической точки зрения абсурдное, поэтому необходимо как можно более быстро
реализовывать произведенную продукцию.
ПКФ «Сонца” в «раскручивании” своей торговой
марки уже добилась определенных успехов. По данным независимых экспертов, в декабре
2012 года доля парфюмерно-косметической фабрики на белорусском рынке СМС составила
34,2% в натуральном и 32,7% в стоимостном выражении. Постепенно укрепляются позиции
и на внешнем рынке. Причем представленные в России, Прибалтике, Казахстане и Украине
стиральные порошки и моющие средства продаются и под собственными названиями («Чайка”,
«Мара”, April), и под марками местных компаний.
Однако успех продаж достался дорогой ценой.
Для периода «раскручивания” нового брэнда цена продукции должна быть наименьшей
— это аксиома. Однако фирмы, которые уже закрепились на рынке, не собираются уступать
свои позиции без боя. Правила этого сражения просты, как булыжник: крупные транснациональные
корпорации, с которыми приходится сосуществовать осиповичской «выскочке”, без проблем
могут позволить себе торговлю в убыток на рынке одного государства, компенсируя
потери практически незаметным для потребителя повышением цен в других странах. У
«Сонца” такого «запаса плавучести” нет, поэтому фабрике приходится искать другие
способы повышения ценовой привлекательности своей продукции.
Ну и, конечно, бороться за новые рыночные
ниши. В ближайших ее планах — запуск в массовое производство шампуней и косметических
средств.
Кумулятивный эффект экономии «на спичках”
Производственный уровень и интеллектуальный
потенциал большинства производителей СМС примерно равны, поэтому возможность уменьшить
расходы на выпуск единицы продукции получает тот, кто сможет максимально учесть,
скажем так, непроизводственные факторы. Вот несколько примеров того, как это делается
на ПКФ «Сонца”.
Производство моющих средств — процесс достаточно
сложный и многоэтапный. Сперва исходные компоненты (жидкие и твердые) смешиваются
и после предусмотренных рецептурой химических реакций превращаются в густую массу,
внешне похожую на сгущенное молоко. Перед смешиванием жидкие компоненты, которые
хранятся в специальных емкостях, должны быть нагреты до определенной температуры.
Чтобы сократить расход энергии на этот подогрев, хранилища установлены в самом теплом
месте производственного помещения, хотя обычно их выносят на открытую площадку.
В целом фабрика работает «с колес” — необходимое
сырье поставляется в соответствии с потребностями производства и тут же используется
по назначению. Но при переходе на выпуск другой продукции технологическое оборудование
должно быть тщательно очищено от остатков предыдущей. Сброс промышленных стоков
в канализацию стоит дорого, и на фабрике применили альтернативный способ их утилизации.
Дело в том, что названное выше «сгущенное молоко” для превращения в привычное СМС
должно быть высушено, причем в довольно специфических условиях. В верхнюю часть
сушилки — башни высотой в 18-этажный дом — под давлением в 50 атмосфер распыляется
жидкий полуфабрикат, а снизу подается нагретый до 400°С воздух.
В этот раскаленный поток и впрыскиваются
технологические смывы. Вода превращается в перегретый пар и уходит в атмосферу,
а растворенные в ней вещества осаждаются на крупицах готового порошка. Причем, сохраняемые
подобным образом полезные компоненты только улучшают моющие свойства готовой продукции.
Таких незначительных, на первый взгляд,
способов сокращения издержек на фабрике достаточно, чтобы суммарный эффект от их
применения делал продукцию «Сонца” весьма интересной по себестоимости. Ну а о его
качестве разговор отдельный.
К потребительским свойствам своих изделий
«Сонца” относится трепетно: перспектива достижения поставленных целей, по большому
счету, зависит только от их конкурентоспособности по параметру цена/качество. Гарантированное
обеспечение заданных свойств продукции требует дополнительных вложений, но чего
не сделаешь для укрепления деловой репутации!
На фабрике действует один из самых жестких
в СНГ стандартов санитарного контроля за биологической стерильностью жидких моющих
средств. Каждая выпускаемая партия проверяется на наличие микрофлоры. Анализ длится
долго — 5 дней, но зато дает 100-процентную гарантию микробной безопасности. Кстати,
порошок подобным образом не проверяется: высокотемпературная обработка в сушилке
«выжигает” практически любые микроорганизмы.
Автоматические линии по фасовке всех видов
продукции настроены на «плюсовую” погрешность. Это означает, что «чистая масса”
стирального порошка и жидких моющих средств будет при любых обстоятельствах не ниже
— а в реальности, как правило, выше — указанного на упаковке нетто-номинала.
Остается только добавить, что все изделия
ПКФ изначально имеют более высокую — среди аналогов своего ценового сегмента — концентрацию
активных веществ.
От «коллективного бессознательного” до
главной коммерческой тайны
Во время знакомства с деятельностью ПКФ
«Сонца” возникает уверенность: покупая ее продукцию, потребитель за свои деньги
получает больше и лучше, значит, тратит их с наибольшей для себя пользой.
Но вот какая интересная штука. Перед тем,
как поближе познакомиться с работой фабрики, «районка” провела небольшое исследование
популярности ее продукции в масштабах района. Полученные результаты нельзя считать
статистически корректными, однако информацию для размышления содержат весьма любопытную.
Мы поинтересовались у нескольких десятков земляков — респонденты выбирались совершенно
бессистемно, при помощи телефонного справочника — пользуются ли они продукцией
«Сонца”, и попросили обосновать свое отношение к ней.
Как оказалось, подавляющее большинство
опрошенных предпочитает сухие и жидкие моющие средства других производителей. Те,
кто пользуется осиповичскими СМС, не видят в продукции «Сонца” какого-то преимущества
перед аналогами. Приверженцы других марок, как правило, ссылаются на отрицательное
мнение друзей-родственников, которые «пробовали, но были разочарованы”.
Директор по производству ПКФ «Сонца” Сергей
Кривенко скептическим настроениям части потребителей не удивился:
— Фабрика в значительной степени потеснила
очень серьезных и респектабельных мировых производителей с очень высокой репутацией.
Для консервативной части потребителей смена привычного брэнда создает психологический
дискомфорт — такие настроения предсказуемы и учтены в бизнес-планах «Сонца”. Поэтому
наши намерения на ближайшие год-два — занять примерно половину белорусского рынка
СМС. Вторая половина останется за продукцией нижнего ценового сегмента и брэндами,
которые имеют устойчивые группы приверженцев. Но обязательно будем работать над
собственным имиджем. Люди должны иметь время, чтобы убедиться: отечественная продукция
ни в чем не уступает зарубежной.
— Означает ли сказанное, что белорусский
рынок СМС имеет свою специфику?
— Отличия есть у каждой из стран, куда
поставляем свою продукцию. В Беларуси, России и Украине структура потребления стиральных
порошков такая: примерно 70 процентов — для автоматических стиральных машин, около
30 — для ручной стирки. В Литве — 95 процентов «автоматического” порошка, а производителей
порошка для ручной стирки нет, поэтому там выгодно продавать СМС для ручной стирки.
Кстати, земляки, которые ездят в Литву за покупками, очень часто привозят оттуда
наши СМС — продаваемые под марками местных торговых сетей.
На душу населения Беларусь потребляет около
4 килограммов СМС в год, что ниже, чем в Евросоюзе (7) и намного ниже, чем в наиболее
развитых странах мира — ФРГ (12) и США (22 кг/год). Очевидно, резервы роста есть
и немалые.
— Но ведь увеличение потребления СМС означает
увеличение стока фосфатов в наши водоемы. «Сонца” осознает экологические последствия
гонки за «евро-стандартом” в потреблении моющих средств?
— Безусловно. Сегодня основная тенденция
в создании новых моющих средств — повышение их экологической безопасности. Однако
здесь далеко не все зависит от производителей. За последние лет двадцать существенных
достижений в разработке эффективных и безопасных для природы компонентов СМС не
было. В последнее время появились перспективные наработки в области органической
химии, однако процесс их «доводки” до уровня промышленного призводства может растянуться
на десятилетия.
Пока же мы считаем своим приоритетом безопасность
продукции для потребителя. Именно поэтому каждая новая разработка поступает в продажу
только после проведения независимой токсикологической экспертизы. Однако не стоит
забывать, что раствор любого СМС представляет собой достаточно агрессивную среду,
и работать с ним необходимо в резиновых перчатках.
— Чем отличается дешевый стиральный порошок
от дорогого?
— Химическим составом и концентрацией активных
веществ. Формула СМС эконом-сегмента содержит 15 энзимов, а продукт премиум-класса
30 и более. Функционально разница химсостава и концентрации компонентов проявляется
в сохранении цвета обрабатываемого изделия и структуры волокон ткани.
— Откуда берутся новые марки моющих средств?
— На ПКФ «Сонца” есть лаборатория, где
проводится разработка собственной рецептуры. Это довольно рутинный процесс, требующий
точных знаний и практики, а не творческого вдохновения. Разработка рецепта с «нуля”
занимает около полугода, модификация уже существующего — четыре недели.
Вообще, все рецепты продукции являются
коммерческой тайной производителя и надежно охраняются от промышленного шпионажа.
К примеру, при увольнении сотрудника, посвященного в эти секреты, он подписывает
обязательство в течение определенного срока не сотрудничать с конкурирующими фирмами…
Дмитрий САВРИЦКИЙ.