15.1 C
Осиповичи
Вторник, 9 августа, 2022
Еще

    С юбилеем, любимый город!

    Популярное

    Асiповiцкi Крайhttp://gzt-akray.by
    Издание существует с 1931 года. Сегодня "Асіповіцкі край" выходит дважды в неделю по вторникам и пятницам. Тираж - около 5 тыс. экземпляров. Приоритетная тема для журналистов "районки" - жизнь Осиповщины: люди, работа предприятий и организаций, массовые мероприятия и многое другое. Оставайтесь с нами!

    Дата основания станции Осиповичи общеизвестна — 17 ноября 1872 года. А вот причина ее возникновения не совсем обычна для реалий Российской империи конца ХIХ столетия: идеальное совпадение интересов государства, частного капитала и белорусского крестьянства

    Начало славного пути (1872-1920)

    Уникальность потенциала Осиповичей отметил еще знаменитый инженер-строитель, известный писатель, путешественник Николай Гарин-Михайловский в своих документальных очерках «В сутолоке провинциальной жизни». В разговоре с автором на тему приватно-казенного партнерства в развитии регионов высокопоставленный чиновник Министерства путей сообщения ссылался именно на осиповичский прецедент:

    — Надо развивать частную инициативу <…>. Мы проводим теперь одну веточку от Осиповичей; если идея ее пройдет, она будет богата последствиями. В двух словах идея такая: ветка создает новый груз. Этот груз пройдет по другим дорогам, ну там до портов, до пунктов сбыта. Чистый доход от этих грузов идет на погашение затраченных предпринимателями-строителями капиталов. По расчету выходит, что ветка окупится в пять лет и поступит безвозмездно в казну <…>. Тогда не то, что на десять, на пятьдесят миллионов в год можно будет строить, а в период двадцати лет казна, не затратив ни гроша, будет иметь сеть двести тысяч верст железных дорог.

    Отцом-основателем пристанционного поселения стал Осип Дараган, начальник управления Риго-Орловской железной дороги.

    Разработанный им план застройки территории, прилегающей к станции, был настолько продуманным, что его черты сохраняются и в современной планировке южной стороны города.

    В 1889 году возле станции был построен лесопильный завод, пять лет спустя появилось второе предприятие такого же профиля, мельница и несколько жилых домов. Уже через год станция Осиповичи по грузообороту занимала третье место на Либаво-Роменской железной дороге после Руденска и Березины. А с пуском в 1896 году узкоколейки Осиповичи-Дараганово стала второй по этому показателю.

    Управление дороги в 1900 году построило в Осиповичах шпалопропиточный завод, что способствовало притоку рабочей силы. Благоприятные условия для развития производства и торговли привлекали инвесторов, так что к концу 1904 года в Осиповичах уже было 47 производств,      150 зданий, проживало 1 178 жителей.

    В 1905 году железнодорожную ветку Осиповичи-Дараганово продлили до Старых Дорог, а к 1 ноября 1907 года довели до Уречья. Это значительно увеличило грузооборот станции Осиповичи, ставшей узловой. В 1906 году открылась школа для детей железнодорожников, в следующем начала работу церковно-приходская. В 1908 году появилась паровая мельница, в 1909-м — смолокуренный завод.

    Об Октябрьской революции осиповчане    узнали из телеграфного сообщения 25 октября (7 ноября) 1917 года. Местные большевики к такому развитию событий были готовы, поэтому быстро взяли ситуацию под контроль и установили советскую власть.

    В конце февраля 1918 года Осиповичи заняли германские войска, начавшие движение на восток после провала мирных переговоров с большевиками в декабре 1917 года. Немцы находились здесь более девяти месяцев, однако особого вреда городу и его жителям не нанесли. В отличие от поляков, которые захватили город 20 августа 1919 года в ходе советско-польской войны.

    Перед уходом поляки нанесли транспортной инфраструктуре станции значительный ущерб: демонтировали и вывезли оборудование шпалопропиточного завода, сожгли пакгауз, конторы паровозного депо и кондукторского резерва, взорвали железнодорожный мост через реку Синюю.

    Восстановление железной дороги и станции стало одной их главных задач органов советской власти. Решалась она эффективно, хотя в условиях разрухи это было непросто. За короткое время заработали механические мастерские и паровозное депо, были восстановлены работа почты и телефонная связь с Бобруйском. В водонапорной башне оборудовали небольшую электростанцию, и с ее запуском около четверти домов поселка было электрифицировано. Осенью 1921 года возобновились занятия в железнодорожной школе-семилетке, открылись 7-летняя школа, клуб железнодорожников «Красный Октябрь».

    1 января 1922 года центр Замошской волости перенесли в Осиповичи, и волость стала именоваться Осиповичской.

    В 1923 году в паровозном депо были установлены новые станки, оборудованы мастерские дистанции пути. В поселке действовал ряд лесозаготовительных организаций, несколько частных предприятий и кустарных мастерских, 58 магазинов и лавок.

    Большое внимание уделялось борьбе с неграмотностью, развитию культпросветработы. В 1923 году в Осиповичах действовали три школы, была открыта библиотека. В клубе “Красный Октябрь” началась демонстрация кинофильмов.

    В 1924 году изменилось административно-территориальное деление Белорусской ССР. Был создан Осиповичский район с центром в поселке Осиповичи. Учитывая возросший уровень экономики и численность населения, Осиповичи в 1925-м получили статус местечка.

    К концу 1925 года в местечке открылись больница на 15 коек, амбулатория, стоматологический кабинет, в которых работали 2 врача, 3 фельдшера, 2 акушерки. Железнодорожники также имели свою амбулаторию, где прием больных вели 2 врача и 3 фельдшера.

    Осиповичская семилетка была преобразована в среднюю школу и переведена в более просторные и удобные здания, в 1927 году открылся детский сад. Клуб железнодорожников получил переоборудованное здание бывшего шпалопропиточного завода со зрительным залом на 300 мест. К организованным ранее кружкам добавились политический, физкультурный, творческий, художественный, белорусский, радиолюбителей и другие. В каждом занималось от 40 до 80 человек.

    Строительство железной дороги Рославль-Могилёв-Осиповичи в очередной раз увеличило транспортный и производственный потенциал местечка. Заработали леспромхоз и промкомбинат, организовавший производство стройматериалов.

    Большие перемены произошли на узле во второй пятилетке. Был построен вагоноремонтный пункт, введено механическое управление стрелками и реконструированы линии связи. Значительно улучшилось водоснабжение, техническое состояние путевого хозяйства и локомотивного депо, повысилась мощность паровозного парка.

    Экономический, культурный и демографический рост сказались на статусе поселения. В 1935 году местечко Осиповичи получило статус города.

    К концу 30-х годов в городе было построено 961 здание. Работало 12 предприятий, в числе которых паровозное депо, вагоноремонтный пункт, машинно-тракторная мастерская, леспромхоз, промкомбинат, артель «Красный химик», мастерские по ремонту телефонов, средств связи и средств управления железной дороги, сапожная артель «Звезда» и портняжная «Прогресс», завод маслопрома, пищевая артель «Передовик». На них было занято около 2 тыс. человек.

    Интенсивно проводились работы по строительству жилья и благоустройству: мощение проезжей части улиц, строительство тротуаров, озеленение. В городе проживало более 10 тысяч человек.

    Осиповичи сопротивляются (1941-1944)

    …Самолеты люфтваффе бомбили южную часть города, железнодорожные и военные объекты в ночь с 22 на 23 июня 1941 года.

    Гитлеровцы заняли Осиповичи 30 июня без сопротивления: местные воинские контингенты в первые часы войны покинули город и двинулись навстречу врагу, однако вынуждены были отступать.

    В здании отделения железной дороги оккупанты разместили военную комендатуру, в детском саду и яслях — полевую полицию, в противотуберкулезном диспансере — службу безопасности и тюрьму. Учреждения культуры и школы оккупанты превратили в казармы.

    В первых числах июля из усакинских лесов в район вернулась группа партийных и советских работников, возглавляемая председателем исполкома районного Совета депутатов трудящихся Н.Ф. Королёвым, которая приступила к организации сопротивления захватчикам.

    К началу 1942 года в северной части района было сформировано 10 групп народных мстителей.

    В июле 1941 года среди рабочих-железнодорожников начало действовать партийно-комсомольское подполье. Основателем, а затем руководителем первой подпольной партийно-комсомольской группы из 18 человек был машинист паровозного депо М.С. Шведов.

    В конце марта 1942 года сформировался партизанский отряд № 210 имени И.В. Сталина. Его возглавил Н.Ф. Королёв, начальником штаба был назначен С.С. Сумченко, комиссаром — Р.X. Голант.

    По решению бюро РК КП(б)Б наладили выпуск подпольной многотиражной газеты “За Советскую Родину”. Редактором был коммунист П.В. Трацевский, а первый номер вышел 23 февраля 1943 года.

    Командование отряда № 210 в январе 1943 года координировало действия партизанских отрядов № 211 имени К.К. Рокоссовского, № 212 (впоследствии имени С.С. Сумченко), 213 “За Советскую Белоруссию”. Из них в феврале была образована 1-я Осиповичская партизанская бригада, которую в июле преобразовали в Осиповичскую военно-оперативную группу (ВОГ). Командиром нового соединения народных мстителей стал Н.Ф. Королёв, комиссаром — А.В. Шиенок, начальником штаба — А.В. Лукашонок. Параллельно на базе инициативных групп 1 Осиповичской бригады организовались отряды 214 имени М.И. Калинина и 215, а в августе в лесах на юге района — № 216 имени П.К. Пономаренко. Все они были подчинены Осиповичской ВОГ.

    Результаты действий осиповичских партизан и подпольщиков, подведенные вскоре после освобождения района, впечатляют: за время оккупации пустили под откос 371 вражеский эшелон, разбили и повредили 339 паровозов, 2 190 вагонов, 463 платформы, 143 цистерны, уничтожили и вывели из строя 274 автомашины, 17 танков, 10 бронемашин, 119 паровозов и сожгли 2 235 тонн горючего. Патриоты разгромили 13 гарнизонов и истребили 15 000 гитлеровцев, разрушили 17 километров железнодорожного пути, перебили 5 306 рельсов, взорвали 253 моста на шоссейных и грунтовых дорогах, 21 железнодорожный мост, вырезали 68 километров телефонно-телеграфной связи.

    Легендарную диверсию совершил подпольщик Федор Крылович. В ночь на 30 июля он заминировал состав с горючим, который находился рядом с другими эшелонами. В результате взрывов сгорели 63 вагона со снарядами, авиабомбами, танками, 31 цистерна ГСМ, 15 вагонов продовольствия, 5 паровозов, угольный склад, станционные сооружения. Пожар на станции удалось погасить только через 10 часов.

    В честь участников народного сопротивления в Осиповичах названо 11 улиц и переулков. Увековечены имена Григория Борозны, Василия Глотова, Рувима Голанта, Бориса Дмитриева, Владимира Киржиманова, Анны Коваль, Пелагеи Козловской, Федора Крыловича, Риммы Кунько, Ивана Потоцкого, Степана Сумченко.

    В ходе операции «Багратион» 27 июня 1944 года передовой отряд 69 стрелковой дивизии под командованием подполковника Г.Ф. Люлькова в составе батальона капитана И.А. Цыбизова и роты автоматчиков капитана С.В. Рубашкина при поддержке самоходной артиллерии с боем вышел на юго-восточную окраину Осиповичей.

    28 июня город был полностью очищен от оккупантов, но утром 29 июня на восточной окраине разгорелись жестокие бои с противником, вырвавшимися из бобруйского “котла”. Солдаты и офицеры частей 65 армии, оборонявшие Осиповичи, стойко дрались на огневых рубежах. На восточной окраине Осиповичей, между мостами железной и шоссейной дорог через реку Синюю, в орудийном расчете батареи гвардейского зенитно-артиллерийского полка сражался с фашистами телефонист ефрейтор М.Р. Абросимов. В этой схватке он геройски погиб. За отвагу, мужество и храбрость М.Р. Абросимову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    В честь воинов-освободителей, земляков, мужественно сражавшихся с врагом на фронте, выдающихся военачальников и героев войны названо свыше 20 улиц, переулков и въездов: Абросимова, Будённого, Ватутина, Ворошилова, Гастелло, Гармашева, Горбатова, Жукова, Заслонова, Каданчика, Люлькова, Майстренко, Матросова, Черняховского, Якубовского.

    Немецко-фашистские оккупанты хозяйничали в Осиповичах 1 093 дня. Отступая, вывели из строя станцию, железнодорожные парки, взорвали водонапорную башню, путепровод, мосты через реку Синюю. Хозяйству города был причинен огромный материальный ущерб, но ничем не измерить горе, которое принесли захватчики людям. Они расстреляли и зверски замучили тысячи мирных жителей. Только в братской могиле у деревни Теплухи, где осиповчане собираются в дни памяти и скорби, похоронено более 2 000 человек.

    Начав почти с нуля (1944-1965)

    Восстановление разрушенного оккупантами хозяйства города началось практически сразу после его освобождения.

    В июле заработал леспромхоз и, преодолевая трудности, связанные с нехваткой машин, оборудования и тягловой силы, неуклонно наращивал объемы лесозаготовок. К концу года действовали маслозавод, артели промкооперации — смолокуренная «Красный химик», швейно-сапожные «Соцтруд» и «Прогресс», пищевая «Передовик». Открылись магазины, восстанавливался жилой фонд. Каждому домовладельцу на постройку дома выдавались денежная ссуда и 25 кубометров леса. В помощь индивидуальным застройщикам леспромхоз организовал изготовление досок и штукатурной дранки. Тогда в городе построили 119 жилых домов.

    За первую послевоенную пятилетку полностью восстановили промкомбинат, мастерские артелей промкооперации «Соцтруд», «Прогресс», «Передовик», смолокуренный завод артели «Красный химик» (в 1952 г. его снесли и на этом месте построили магазин райпотребсоюза и 12-квартирный дом). В 1947 году был создан горпищекомбинат, который специализировался на производстве повидла и безалкогольных напитков. К 1951 году все предприятия города достигли довоенного уровня по выпуску валовой продукции.

    Интенсивно велось жилищное строительство. К 1950 году восстановили и построили 845 зданий, в том числе индивидуальными застройщиками 758 домов.

    Развитие города тормозила слабая энергетическая база, поэтому в 1949 году на реке Свислочь началось строительство гидроэлектростанции мощностью 2 725 киловатт. Осенью 1953 года ГЭС дала ток. «Локальная электрификация» позволила увеличить промышленное производство на 70%, создало условия для повышения качества жизни осиповчан.

    На промкомбинате ввели в эксплуатацию хорошо оборудованный столярный цех, который начал выпуск школьных парт, мебели, оконных рам, дверных полотен и других изделий. В 1953 году вступил в строй хлебозавод, нормализовалось снабжение населения хлебом.

    Велось строительство школ, детских дошкольных, культурно-просветительных и медучреждений. В 1951 году начал работать кинотеатр “Родина”. Восстановлено здание восьмилетней школы и расширен детский сад, построены новые помещения для райбольницы, число коек в которой увеличилось в два раза. Открылся противотуберкулезный диспансер.

    Развивалась сеть общественного питания — заработали привокзальный ресторан и столовая для железнодорожников.

    В годы VI пятилетки осиповчане учились пользоваться результатами развития материальной базы с максимальной эффективностью. На предприятиях города и железнодорожном узле приоритетами считались повышение производительности труда, лучшее использование имеющихся производственных мощностей, перевыполнение плановых заданий и улучшение качества продукции.

    Возросло количество предприятий торговли и общественного питания. Открылись большой благоустроенный хозмаг, столовая на колхозном рынке и промтоварный магазин на ул. Интернациональной. В 1956 году закончили возведение нового здания железнодорожного вокзала. Открылась узловая больница, начал работу городской Дом пионеров.

    В период с 1959 по 1965 год на железнодорожном узле была оборудована полуавтоматическая блокировка со светофорами и громкоговорящая радиосвязь, а через пути построили переходный мост. Это облегчило маневровую работу, сократило время формирования грузовых поездов, и объем перевозок вырос на 35%.

    Промышленность города пополнилась в 1963 году цехом технологической оснастки Минского автозавода, предназначенным для изготовления узлов и нестандартного оборудования. Параллельно шла подготовка к производству товаров народного потребления, и вскоре был начат выпуск металлических игрушек. В 1965 году освоено изготовление кабин из стеклопластика, а цех переименовали в механосборочный (МСЦ-5). В том же году на базе существовавшего хлебоприемного пункта началось возведение крупного мукомольного комбината.

    С развитием строительной отрасли, увеличением производства промышленной продукции и ростом населения возросли потребности в автомобильных перевозках. В 1963 году была образована автобаза № 19, организовано внутригородское автобусное сообщение.

    В этот период произошло несколько знаковых событий: деревня Осиповичи, давшая когда-то название станции, слилась с райцентром. Число жителей превысило довоенный уровень. 7 марта 1963 года Осиповичи были отнесены к городам областного подчинения. И, наконец, из-за смещения зоны развития на северную сторону города было принято решение о создании нового административного центра — комплекса зданий на площади Ленина.

    Превращаясь в индустриальный центр (1966-1980)

    Годы VIII, IХ и Х пятилеток стали периодом расцвета и бурного развития Осиповичей. Росли картонно-рубероидный завод, мелькомбинат, завод железобетонных конструкций, авторемонтные  мастерские, промышленная база СУ-89, автобаза. Вступили в строй столярный цех промкомбината, консервный цех консервно-пищевого комбината. Горожане получили 12 343 квадратных метра жилой площади — 325 благоустроенных квартир. Индивидуальными застройщиками ежегодно возводилось 140-150 домов. Начала действовать АТС.

    Появилось и предприятие, которое со временем стало градообразующим, — завод автомобильных агрегатов. Началось строительство нового здания хлебозавода. После реконструкции вдвое возросла мощность комбикормового цеха комбината хлебопродуктов. При этом улучшилось качество продукции, в два раза увеличился выпуск ее в гранулах, что значительно сократило потери при транспортировке. За внедрение передовой техники и рационализаторскую работу слесарь-электрик В.Н. Борозна, токарь В.С. Довнар, мастер погрузки В.М. Красниченко и начальник комбикормового цеха В.М. Жидович были награждены бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

    Успешно справились осиповчане с выполнением народнохозяйственного плана 1979 года. Полностью был сдан в эксплуатацию комбинат молочных продуктов, завершена реконструкция хлебозавода.

    В целом за годы Х пятилетки объем промышленной продукции в Осиповичах увеличился на 53,9%, три четверти прироста было получено за счет повышения производительности труда. Особенно значительных трудовых успехов добился картонно-рубероидный завод. Он стал лучшим в стране и был занесен на Всесоюзную доску почета на ВДНХ СССР.

    Ни одного скучного дня (1981-современность)

    Системный кризис, охвативший страну на переломе 80-90-х годов, по Осиповичам ударил больно. Но город жил и работал, причем довольно успешно.

    Продолжалось жилищное строительство: в год сдавалось по 4-5 многоэтажных домов, 1-2 объекта социальной инфраструктуры. Начал застраиваться микрорайон № 1, который немедленно получил народное прозвище “Бам”, появились ресторан “Пралеска”, физкультурно-оздоровительный комплекс ОЗАА, три детских сада, гимназия, Дом обрядов, новый корпус СШ-3, гарнизонный Дом офицеров, первый 9-этажный дом, начато строительство бассейна. Осиповичи стали одним из первых городов области, куда был проведен природный газ. Но главными строительными объектами десятилетия были, конечно же, поликлиника и автомобильный путепровод. Сегодня, проезжая по нему меньше чем за минуту, никто даже не задумывается, что именно эта транспортная артерия сделала город единым целым, соединив южную и северную части, разделенные железной дорогой.

    * * *

    В суверенной Беларуси Осиповичи остаются одним из важнейших транспортных и промышленных центров, входят в число лидеров по уровню доходов населения среди регионов Могилёвской области и, конечно, продолжают развиваться.

    Новый жилой микрорайон на улице Черняховского. Новая больница и обновленная поликлиника. Новые предприятия, среди которых ЗАО «Осиповичский завод транспортного машиностроения», парфюмерно-косметическая фабрика «Сонца». Новые объекты социальной инфраструктуры и транспортной сети, в том числе знаковые, вроде ФОК «Жемчужина», четырехполосной части улицы Сумченко, позитивные изменения в экологии и благоустройстве — создание станций обезжелезивания и перевод котельных на местные виды топлива, создание современных детских площадок, мини-стадионов… Перечислять изменения, которые произошли за последние годы и происходят сегодня, можно долго. Но есть ли в этом необходимость?

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Пожалуйста, введите ваш комментарий!
    пожалуйста, введите ваше имя здесь

    Реклама

    Последнее