В связи с поступающими обращениями субъектов хозяйствования о
механизме работы с электронными накладными при единоличном
составлении первичного учетного документа Национальная академия наук
Беларуси, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство связи и
информатизации Республики Беларусь разъяснили порядок действий
субъектов хозяйствования при подписании электронных накладных, в том
числе в случае необходимости внесения в электронную накладную
изменений и (или) дополнений по результатам приемки товаров либо по
иным причинам.
Разъяснение Национальной академии наук Беларуси, Министерства
финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики
Беларусь от 29.03.2022 № 25-02/2102, 15-1-20/17, 8-2-11/00702, 05-09/1409
«О порядке внесения сведений в систему электронного обмена данными»
размещено на на официальном сайте МНС по адресу в сети Интернет
http://www.nalog.gov.by/ в разделе Актуальное/Налоговый
контроль/Товарно-транспортные документы/Товарно-транспортные и
товарные накладные создаваемые в виде электронных документов
(электронные накладные).
С учетом подпункта 2.2 пункта 2 Указа Президента Республики
Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении» требования к
процессу создания, передачи, получения, а также к форматам электронных
накладных определены в техническом нормативном правовом акте
«Структура и формат электронных накладных», утвержденном
постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства
финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам
Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики
Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20 (далее — ТНПА).
Учитывая, что с 5 декабря 2021 г. вступило в силу постановление
Министерства финансов Республики Беларусь от 17 ноября 2021 г. № 64
«Об изменении постановления Министерства финансов Республики
Беларусь от 12 февраля 2018 г. № 13», предусматривающее, что
первичный учетный документ (далее — ПУД), подтверждающий
совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником
хозяйственной операции единолично в случае отпуска товаров
грузоотправителем (принятия товаров грузополучателем), являющимся
участником электронного обмена данными (Electronic Data Interchange
(EDI), с последующим внесением сведений об этих хозяйственных
операциях в систему электронного обмена данными (Electronic Data
Interchange (EDI) в порядке, установленном законодательством, полагаем
возможным руководствоваться следующим порядком.
1. При отсутствии необходимости внесения изменений и (или)
дополнений в электронную накладную.
В случае невозможности подписания электронной накладной
материально-ответственное лицо грузополучателя (далее — МОЛ) при принятии
товаров составляет ПУД, подтверждающий совершение этой хозяйственной
операции единолично. В соответствии с установленным у субъекта
хозяйствования графиком документооборота такой ПУД передается
ответственному лицу грузополучателя, определенному локальным актом
субъекта хозяйствования, для подписания электронной накладной в срок не
позднее 10 рабочих дней с момента ее создания. При этом в сообщение «Ответ
на электронную товарно-транспортную накладную» (BLRWBR) или в
сообщение «Ответ на электронную товарную накладную» (BLRDNR) вносятся
сведения:
о МОЛ (должность, фамилия, инициалы), и ПУД, составленном им
единолично при принятии товаров (наименование, дата и номер документа) – в
поле «Принял грузополучатель»;
об ответственном лице, обеспечивающем подписание электронной
накладной (должность, фамилия, инициалы, подпись) – в дополнительное поле
электронной накладной.
2. В случае необходимости внесения в электронную накладную
изменений и (или) дополнений по результатам приемки товаров либо по иным
причинам (несоответствие информации о средствах
идентификации с фактически нанесенными на поступивший товар средствами
идентификации, незаполнение грузоотправителем сведений о товарах,
подлежащих прослеживаемости, и др.):
МОЛ единолично составляет ПУД, подтверждающий совершение
хозяйственной операции (принятие товаров грузополучателем);
по результатам приемки товаров составляются документы,
предусмотренные частью второй пункта 31 или частью второй пункта 47
ТНПА.
При этом с учетом пункта 55 ТНПА корректировка проводится путем
составления новой накладной и отмены первоначальной накладной.
Исходя из положений части третьей пункта 31 и части третьей пункта 47
ТНПА, информация о документах, оформленных при принятии товаров
(наименование документа, дата составления документа, номер документа), а
также сведения об ответственном лице, обеспечивающем внесение этой
информации в электронную накладную (должность, фамилия, инициалы,
подпись), вносится грузополучателем в дополнительные поля сообщения
«Ответ на электронную товарно-транспортную накладную» (BLRWBR) или
сообщения «Ответ на электронную товарную накладную» (BLRDNR), при
этом сведения о МОЛ и ПУД, составленном им единолично при принятии
товаров, вносятся в поле «Принял грузополучатель» новой электронной
накладной.
Новая электронная накладная должна быть составлена и направлена
грузополучателю в срок не позднее 10 рабочих дней с момента создания
отменяемой электронной накладной.
В целях обеспечения взаимосвязи новой и отменяемой электронных
накладных, информация о номере отмененной электронной накладной
указывается в подразделе «Дополнительные поля накладной» сообщений
BLRWBL (ЭТТН), BLRDLN (ЭТН).
Структура и формат дополнительных полей сообщения BLRWBL
(ЭТТН) и сообщения BLRDLN (ЭТН) указаны в таблице.
Таблица
Структура и формат дополнительных полей об отмененных сообщениях
в электронных сообщениях BLRWBL, BLRDLN и BLRSPT
Указанный выше порядок применяется при условии его закрепления в
локальных правовых актах субъекта хозяйствования.
Пресс-центр инспекции
МНС Республики Беларусь
по Могилевской области
тел. 29 40 61