17.3 C
Осиповичи
Пятница, 23 июля, 2021
Еще

    Кино, которого уже никогда не снимут

    Популярное

    Как это было

    Накануне 80-й годовщины начала Великой Отечественной войны есть повод вспомнить о кинофильмах, изображающих боевые действия в очень необычном ракурсе

    Про фильмы плохие, хорошие и эпические

    Фильмов о противостоянии советского народа нацизму снято много — более 500. Делают их в странах СНГ сейчас, причем в последние годы довольно бодрыми темпами. Причина оживления кинематографистов — «архивная революция» 2000-х годов. Огромное количество рассекреченных документов Минобороны СССР было популяризовано историками, что дало кинематографистам и новые сюжеты, и возможность более объективно отразить известные события. Ну а бурное развитие компьютерных технологий сильно упрощает съемочный процесс.

    Правда, у современных киноделов в основном получается «развесистая клюква» вроде недавних «Калашникова» и «Девятаева». Интересующимся можно посмотреть разгромные разборы этих «фронтовых киноляпов» в исполнении весьма компетентных видеоблогеров Дмитрия Пучкова, Михаила Тимина и других (Гугл в помощь).

    Народная критика действует: снятый в прошлом году фильм «Подольские курсанты» демонстрирует совсем другой уровень качества, и эта картина настоятельно рекомендуется к просмотру.

    Вполне возможно, что в недалеком будущем — скажем, к 80-летию Победы — появится заметное количество хороших современных фильмов про Великую Отечественную. Но при всем желании они не выйдут на масштаб военных эпопей, которые снимались в СССР с 1946 по 1990 годы. Не те времена…

    На создание советских киноэпопей выделялся практически неограниченный бюджет, а в массовых сценах работали целые воинские части, предоставляемые Министерством обороны. Более того, если у оборонного ведомства нужных формирований не было, их создавали специально — как, например, 11 отдельный кавалерийский полк. Содержание кинокавалеристов оплачивала киностудия «Мосфильм», а снялись они как минимум в 19 лентах.

    Еще одна особенность киноэпопей — объединение приемов документального и игрового кино, иначе говоря, акцент на достоверность реконструкции масштабных исторических фактов, действий реальных лиц самого разного ранга — от простого пехотинца до первых лиц государства.

    Потакая вкусам генералиссимуса

    Первый фильм о Великой Отечественной войне, близкий к жанру эпопеи, был снят в 1946 году и назывался «Великий перелом». Картина довольно примитивная, но она интересна тремя моментами.

    Это единственный советский фильм, в котором грамотно показана штабная работа при планировании и проведении боевых операций.

    В нем также был задан своего рода стандарт восхваления воюющего Сталина. Киношный вождь был интеллектуалом высокого полета, великим полководцем и… писаным красавцем в форме генералиссимуса. Первое качество признавал даже заклятый друг по антигитлеровской коалиции Уинстон Черчилль, да и как военный стратег Сталин однозначно превосходил Гитлера, так что тут кесарю-кесарево. А вот внешностью вождь не вышел: малорослый, с побитым оспой простоватым лицом. Наложили отпечаток на его физическую форму и многие годы нездорового, малоподвижного образа жизни.

    Фильмы о себе Сталин всегда смотрел, так что киношники знали, как его изображать «правильно», и очень старались. Такие вот маленькие слабости бывают у великих людей. Ну и, наконец, в «пилотной» эпопее напрочь отсутствует Георгий Жуков. После Победы маршал впал в немилость и был отправлен в отставку. Насколько обоснованной была опала — отдельный вопрос, но при жизни Сталина в кино имя Жукова упоминать запрещалось.

    До 1953 года создано несколько киноэпопей, весьма полярных по художественным достоинствам. После того как ХХ съезд КПСС чуть было не признал Сталина врагом народа, прокат прославляющих экс-вождя эпиков был запрещен, хотя их копии не уничтожались, так что сейчас их можно найти в интернете. Весьма рекомендуются к просмотру две картины.

    «Сталинградская битва» (1949 год) — вероятно, лучшая советская киноэпопея. Фильм снят в разрушенном Сталинграде, консультантом был фельдмаршал Фридрих Паулюс, в съемках использовалась только аутентичная техника, а в массовых сценах солдат вермахта играли… солдаты вермахта.

    Что необычно — немцы показаны объективно: как сильные, умные и опасные враги. Только фюрер — полоумный фигляр, но этот исторический персонаж «было положено» изображать только в гротескном виде.

    Впечатление современного зрителя от «Сталинградской битвы» обобщил российский киновед Григорий Пернавский: «моща прёт!» И это действительно так.

    А вообще-то в сталинском кино считалось нормой выставлять немцев напыщенными дураками. Союзникам Третьего рейха — румынам, венграм, итальянцам — дозволялось быть дальновидными, но обязательно бестолково-трусоватыми. Кому интересно, как подобное киночванство выглядело в эпичном размахе — смотрим фильм об освобождении Крыма «Третий удар» (1948 год).

    Говорим эпопея, подразумеваем Юрий Озеров

    Во времена правления Никиты Хрущева фильмы снимались другие. На всеохватность не претендующие, но оглушительно талантливые: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека»…

    Наиболее близка к жанру эпопеи картина «У твоего порога» (1962 год) — добротно снятый рассказ об одном из наиболее драматических эпизодов битвы за Москву. Сейчас это любимый фильм «заклепочников» — ценителей точности в изображении боевой техники, амуниции и прочих элементов «окопной правды» в ее экранном воплощении.

    В том же 1962 году случился «Самый длинный день» — вышел на экран американский эпик о высадке англо-американских войск в Северной Франции 6 июня 1944 года. Фильм имел бешеный успех в мировом прокате, что стало завязкой для весьма необычной коллизии. Один из маститых журналистов написал в ЦК КПСС письмо, в котором на примере американского фильма разложил «по полочкам» выгоду выпуска эпопейного кино, отражающего советскую точку зрения на Вторую мировую войну.

    В «Самом длинном дне» не упоминалось о роли СССР в разгроме нацизма, что воспринималось лидерами страны весьма болезненно.

    К тому же в это время снималась эпопея по роману «Война и мир», и на ее мировой прокат имелись определенные надежды. Поэтому мысль о создании чего-то подобного на материале Великой Отечественной войны пришлась ко двору. Не обошлось и без веяний прогресса: СССР и США почти одновременно разработали новые технологии съемки, позволяющие делать широкоформатное кино. Опередить американцев в гонке по созданию кассовых фильмов на передовом техническом уровне — это был не только вопрос престижа страны, но и перспектива заработать валюту, которой в СССР вечно не хватало.

    Темой для цикла эпопей («Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм») стало освобождение Европы, а поручили съемки Юрию Озерову. Талантливый режиссер и бывалый офицер-фронтовик, он имел уникальный опыт работы над крупными международными кинопроектами. Планировалось, что съемки «Освобождения» в разных странах будут вести национальные команды, а управлять таким «оркестром» мог только Озеров.

    Была всего одна проблема: Озеров был убежденным сталинистом и замалчивать роль Иосифа Джугашвили в борьбе с нацизмом отказывался наотрез. Поэтому окончательно добро на съемку киностудия «Мосфильм» получила только от нового генсека Леонида Брежнева.

    Еще одним упрямцем оказался Фриц Дитц, немецкий актер, которого планировали на роль Гитлера. Коммунист Дитц фюрера искренне ненавидел и сниматься отказывался наотрез. Строптивца вызывали в ЦК СЕПГ (компартия ГДР).

    Во время работы над «Освобождением» не жалели ничего, даже… Берлина. Для натурных съемок «Последнего штурма» был предоставлен приличный кусок центра восточногерманской столицы, который планировалось полностью перестроить. Кинош-никам разрешили там делать всё: взрывать здания, устраивать пожары и потопы.

    Вообще съемок на грани возможного в «Освобождении» много. Знаменитый прыжок танка Т-34 в фильме «Огненная дуга» был настолько опасным трюком, что выполнить его взялся лишь мехвод-ас, который во время войны делал что-то похожее.

    Цикл «Освобождение» имел огромный успех в СССР и за рубежом, но трудности возникли откуда не ждали. Лидеры коммунистических партий европейских стран дружно потребовали, чтобы на таком же эпичном уровне был отражен вклад их народов в разгром нацизма.

     Вот только чехи всю войну с энтузиазмом работали на ВПК рейха, словаки, венгры и румыны в меру сил воевали с СССР, болгарам вся эта мировая война была глубоко параллельна, а югославы вели свою игру, умело маневрируя между СССР и Великобританией.

    И еще один скользкий момент. Почти все лидеры компартий военной поры вскоре после установления советской власти были смещены с высоких постов или даже репрессированы. Поэтому нужно было героизировать нынешних партийных бонз, которые во время войны ничем не прославились.

    Неудивительно, что эпопею «Солдаты свободы» Озеров снимал из-под палки, а результат его усилий интересен лишь тем, что это единственный художественный фильм, в котором воплощен образ Леонида Брежнева. Но не дряхлого смешного старикашки, а бравого полковника с боевыми орденами на груди.

    Потом были интересная, хоть и небрежно смонтированная, «Битва за Москву» — фильм о событиях 1941 года — и таинственный «Сталинград». Последняя советская киноэпопея снималась уже в перестроечную эпоху на деньги зарубежного продюсера, с которым у Озерова произошел неразрешимый производственный конфликт. Фильм так и не вышел в прокат, а из готового материала было смонтировано несколько разных версий.

    Белорусский след

    Конечно, эпопеи в СССР делал не только Юрий Озеров на «Мосфильме». Каждая из республиканских киностудий пыталась сделать что-то подобное. Получалось, прямо скажем, не у всех.

     Пожалуй, самый неудачный военный эпос «удалось» снять Одесской киностудии. По мнению современных кинокритиков, фильм «Подвиг Одессы» — это похабный трэш, интересный разве что тем, что великая актриса Наталья Гундарева разговаривает, как коренная одесситка тетя Груня.

    Классический фильм «Они сражались за Родину» изначально задумывался как эпопея «Битва за Кавказ». Но режиссер Сергей Бондарчук понял, что он должен сделать другое кино. И сделал, рискнув карьерой, поскольку за нецелевое использование денег наказывали строго. Всё к тому и шло, но фильм-самозванец высоко оценил Леонид Брежнев, и Бондарчуку злостное нарушение финансовой дисциплины сошло с рук.

    На «Беларусьфильме» сложных проектов не боялись и кино про войну снимать умели. В основном про свою — партизан-скую, хотя пронзительная трилогия «Долгие версты войны» далеко не единственное исключение из этого правила. И как не вспомнить про «Человек не сдается» — военную драму, простенько, но со вкусом снятую в Осиповичах!

    Первая белорусская эпопея «Пламя» была посвящена событию, которое произошло весной 1944 года на северо-востоке республики. Здесь существовала обширная зона, полностью очищенная от оккупантов и тесно связанная с Красной армией. Командование группы армий «Центр» прекрасно понимало, какую угрозу создает им партизанский «балкон» на северном фланге, и намеревалось уничтожить его любой ценой. Для ликвидации Полоцко-Лепельской партизанской зоны сняли с фронта 60 тысяч солдат, 137 танков, 236 орудий, 76 самолетов и 2 бронепоезда. Но народные мстители смогли продержаться до начала операции «Багратион».

    Фильм получился сильный и в хорошем смысле выпавший из времени. Петр Машеров, сам бывший партизанский командир, посоветовал исключить из сценария имена реальных людей. Они остались узнаваемы, но деперсонификация избавила киношников от многих проблем, с которыми пришлось столкнуться тому же Озерову. Почти каждый генерал на съемках «Освобождения» проводил придирчивые смотрины актеров, которые должны были его играть. А если товарищи военные оставались недовольны результатами съемок, они устраивали скандалы и писали доносы «куда следует».

    Одной из последних беларусьфильмовских картин совет-ского периода тоже была эпопея — снятый совместно с польскими коллегами фильм «Красный цвет папоротника». Он посвящен карательной операции немцев на территории Люблинского воеводства, где к июню 1944 года действовали отряды советских диверсантов, а также польские партизаны из Армии Крайовой. По-следние Советский Союз считали таким же агрессором, как и Третий рейх, поэтому отношения между «лесными соседями» были сильно натянутыми. Тем не менее общую угрозу они отражали вместе, и очень успешно: немцы понесли неприемлемые потери. Увы, союз получился лишь ситуационный и попытка примирения не удалась…

    Грустно, но хороший военный фильм всегда придерживается исторической правды, какой бы горькой она ни была.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here

    Реклама

    Последнее

    Осиповичские медики делятся своим мнением о вакцинации против коронавируса

    В районе идет вакцинация против коронавируса, однако многие земляки еще в раздумьях: делать прививку или нет. Своим мнением и личной историей делится заместитель главного врача по медицинской части УЗ "Осиповичская ЦРБ" Надежда Штельман:

    Осиповчане рассказывают куда охотнее всего ходят за покупками

    Што, дзе і па чым купіў — бадай, адна з самых абмяркоўваемых на аўтобусных прыпынках, у калідорах паліклінікі, на дваровых лаўках, нярэдка і рабочых месцах тэма. Людзі дзеляцца інфармацыяй пра акцыі і зніжкі, наракаюць на дарагавізну, аналізуюць работу асобных гандлёвых кропак. А якія з магазінаў карыстаюцца найбольшай павагай асіпаўчан? Аб гэтым пацікавіліся ў іх.

    Осиповчане Олеся и Андрей Кадаевы знают, как предотвратить ЧС

    Андрея Витальевича коллеги ценят за профессионализм, исполнительность, принципиальность и умение грамотно решать поставленные перед ним задачи. Многие обращаются к нему за советом, и он обязательно делится своим опытом с сослуживцами. Олесю Сергеевну описывают как человека коммуникабельного, креативного, открытого для всего нового, активного и создающего позитивный настрой.

    В Осиповичах прошла отчетно-выборная Конференция РО ОО «БРСМ»

    В среду, 21 июля, состоялась VII отчетно-выборная конференция райорганизации ОО "БРСМ", где молодежь подвела итоги за прошедшую пятилетку и поставила задачи на будущее.