12.8 C
Осиповичи
Пятница, 16 апреля, 2021
Еще

    В этом году районной газете исполнится 90 лет

    Популярное

    Асiповiцкi Край
    Асiповiцкi Крайhttp://gzt-akray.by
    Издание существует с 1931 года. Сегодня "Асіповіцкі край" выходит дважды в неделю по вторникам и пятницам. Тираж - около 5 тыс. экземпляров. Приоритетная тема для журналистов "районки" - жизнь Осиповщины: люди, работа предприятий и организаций, массовые мероприятия и многое другое. Оставайтесь с нами!

    Да 90-годдзя выдання

    Это наша с тобой биография

    10 июня у районной газеты знаменательное событие — 90-летие со дня образования. Сказать, что все эти годы жизнь «Калгаснай праўды», «Калгаснай працы», «За Советскую Родину», «Запаветаў Леніна» и, наконец, сегодняшнего «Асіповіцкага краю» была  безоблачной, значит покривить душой: районные средства массовой информации в любом регионе — зеркало местной истории, а нашей стране довелось выдержать не один трудный период…

    Сейчас отдавший изданию треть века Виталий Кулаков — с апреля 1986 года работал заместителем главного редактора, а с декабря 2005 практически до конца 2019 года успешно возглавлял журналистский коллектив — трудится над книгой о родной газете. И, думается, отдельные — пусть и сырые пока еще — выдержки будут небезынтересными читателям.

    Зарождение прессы

    Сейчас уже трудно представить те времена, когда не было газет и радио, телевидения и интернета. Люди не только не знали о том, что происходит в мире, но и о событиях в своей стране узнавали спустя месяцы, а то и годы. Если надо было сообщить что-то важное, правительство рассылало по городам и весям гонцов с царскими указами и распоряжениями. Хотя доходили они не до всех, в большинстве случаев новости разносили странники, которых о том, что где произошло, просвещали такие же, как сами, странствующие люди.

    Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц.

    Изобрели ее древние римляне. Еще в середине II века до н.э. на улицах Вечного города раздавались крики разносчиков: «Acta populi diurna» («Ежедневные деяния народа»). Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», затем — «Ежедневные общественные деяния народа». Римские газеты представляли собой глиняные дощечки, на которых записывали хронику событий. В Древнем Риме также существовала правительственная газета «Акта Диурна» («События дня»), которую распространяли бесплатно.

    Таковыми были первые в мире издания, а их предшественниками традиционно считаются новостные сообщения о произошедшем в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием «Acta diurna populi romani» («Ежедневные дела римского народа») вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам.

    В Древнем Китае около 1300 лет назад правительство выпустило «Тчинь Пао» («Новости столицы»), а первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке — там помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях.

    Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, их покрывали тушью и делали оттиски. Такая технология была крайне неудобной, т.к. доска от частого покрывания краской быстро приходила в негодность, но в газетах мало что менялось до 1450-х годов — пока Иоганн Гуттенберг в Германии не изобрел печатный пресс. Это позволило размножать текст и изображения, не прибегая к услугам переписчиков, ведь газеты, представлявшие собой всё те же переписанные от руки свитки с главными новостями, оставались весьма дорогим атрибутом жизни высокопоставленных чиновников или богатых торговцев.

    Свой современный облик издания начали приобретать в XVI веке. Тогда и вошло в обиход само название «газета» — по наименованию самой мелкой итальянской монеты gazzetta (гасета) с изображенной на ней сорокой (gazza), которую платили за рукописный листок новостей в Венеции. Считается, что именно в этом городе были образованы первые бюро по сбору информации — прообразы информационных агентств — и возникла профессия «писателей новостей».

    К числу первых газет, во многом напоминающих нынешние, принято относить издававшу-юся с 30 мая 1631 года во Франции «La Gazette». Тираж ее насчитывал около 1 200 экземпляров, а издателем стал получивший в 1630 г. патент на распространение новостей по территории страны дворянин Теофраст Ренодо. Политическое значение «La Gazette» было настолько велико, что некоторые сообщения в нее писали король Франции Людовик XIII и кардинал Ришелье. А еще она стала пионером платной рекламы.

    А вы знаете, какое количество информации обрушивается ныне на обычного человека? Только в США, например, ежегодно издается полсотни тысяч новых наименований книг, по телевизору показывают 20 тыс. рекламных клипов, в стране печатается более 12 тыс. журналов и 2 тыс. газет, около 10 тысяч радио- и свыше 1 200 телестанций посылают свои сигналы в эфир. И это не говоря уже о компьютерных информационных сетях, всемирной «паутине»… А ведь все средства и каналы распространения информации, представляющие собой коммуникативные системы, непрерывно развиваются, стремятся привлечь к себе внимание аудитории!

    В общем, жизнь без СМИ сегодня просто нереальна, в повседневности человек постоянно сталкивается с непрерывно растущим потоком новостей, обращений и призывов, еже-дневно попадает под влияние или оказывается мишенью уймы разнообразных сообщений.

    Все ли они нужны обычному рядовому гражданину? Разумеется, нет, и многие просто отгораживаются от непрерывных потоков информации, в которой они мало или вовсе не заинтересованы. Только внимание человека всё равно остается объектом бешеной конкуренции. А поскольку конкурентов слишком много и человеку не всегда легко удается защититься от натиска «охотников», он вынужден подходить к информации избирательно и даже оказывать сопротивление…

    Появление печати в России

    Когда Гуттенберг запустил свой печатный станок, первыми увидели свет религиозные и церковные книги, но очень быстро начали появляться рукописные торговые листки, а затем печатные бюллетени, содержавшие вначале коммерческую информацию или объявления. Так в Европе появились прообразы бюро новостей, которые поставили на поток распространение печатной продукции рекламного характера. Владельцами их стали хозяева типографий, предприимчивые почтмейстеры крупных конно-почтовых станций. В то время на перекрестках торговых путей можно было получить не всегда достоверные, но самые разнообразные сведения: об урожае и ценах на товары, о погоде и моде, безопасности на дорогах и ходе военных действий. Аккумулировалась информация там, где был источник новостей, где жизнь ключом била — в торговых портах, на рынках и почтовых станциях.

    Россия тоже стремилась не отставать, а в чем-то даже и подражать западным соседям. Первая российская газета «Куранты» (второе название «Вестовые письма») появилась в 1621 г. Но она была рукописной и «газетой наоборот», поскольку не предназначалась для широкого читателя. Да и образованных людей в государстве было не так и много. Источником информации для «Курантов» служили доклады послов, торгового и прочего делового люда, а также специально направленных за границу «дозорных людей» — своего рода спецкоров, задачей которых было узнавать о военных и мирных событиях в Европе. Первые из них в истории российских СМИ — Кузьма Симонов, Василий Гусев, Петр Крузиорн и Гебдон.

    2 января 1703 г. — день рождения государственного издания под названием «Ведомости» («Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах»). И тот факт, что газета вышла в свет согласно указу Петра I, существенно отличал ее от зарубежных СМИ, которые возникали по частной инициативе и служили в основном торгово-коммерческим частным целям. Первым русским репортером принято считать Якова Синявина (в «Ведомостях» с 1719 года), а первым распространителем газеты стал 17-летний солдат Вася Татищев — будущий автор «Истории государства российского», исследователь Урала, крупный ученый-энциклопедист.

    И все-таки журналистика, как и все западное тогда в России, возникла не естественным путем как осознанная необходимость, а «сверху» — как элемент госполитики. И предназначалась новая отрасль поначалу лишь для пропаганды и разъяснения реформ государя. Государственные институты, созданные Петром, и только-только появившееся феодальное общество еще не нуждались в регулярном обмене информацией через газеты — им вполне хватало деловой переписки. Не было потребности и в научных журналах, которые уже существовали в Великобритании и Франции: образованность в России среди основной части населения была практически нулевой. Так что полноценные СМИ начали появляться в стране только в начале XVIII века. Поначалу малозаметные и маловлиятельные, они постепенно набрали силу и стали играть видную роль в жизни общества. Около полувека государство при посредничестве Академии Наук держало монополию на газеты, и лишь к концу 50-х годов появилось частное издание.

    Время появления информационных агентств печати — первая половина XIX столетия. Основоположник — француз Гавас, открывший в 1835 г. Бюро по обеспечению газет информацией, которое действовало более сотни лет. К слову, как раз его сотрудник Юлиус Поль Рейтер создал в 1851 г. в Лондоне поныне существующее агентство «Рейтер», а другой — Бернард Вольф — в 1849 г. основал в Берлине агентство печати под «Телеграфное бюро Вольфа».

    Русское телеграфное агент-ство (РТА) возникло в 1866 г. и получило разрешение иметь свои бюро в разных городах, издавать бюллетени телеграмм и продавать их.

    Все российские агентства были частными предприятиями и принадлежали крупным издателям: Краевскому, Суворину, Нотовичу, Трубникову. Они снабжали полученной информацией почти всю прессу; необходимую, включая новости, обычно черпали из газет своих владельцев, и провинциальные издания были вынуждены повторять голоса столичных.

    В 70-80-е годы в отрасль пришли люди, далекие от журналистики в частности и от литературы вообще: купцы, банкиры, дельцы, авантюристы. Газеты запестрили сплетнями и пересудами, многие печатали частные объявления, биржевые таблицы, коммерческую рекламу. Большинство материалов публиковалось без подписи, а целый ряд новостей начинался словами «по слухам».

    В конце XIX века в России имелись уже массовые, общественно-политические, информационные и специализированные издания, и большинство ежедневных газет старалось по возможности максимально достоверно информировать читателей о событиях внутренней и международной жизни.

    В то время частные объявления, реклама и справки стали обычным делом и приносили значительные доходы. Большинство коммерческих изданий вело активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараясь привлечь его внимание: бесплатными приложениями, оказываемыми подписчикам услугами, премиями в виде книг. Печатная пресса — это Клондайк того времени, читатель — еще неискушенный, не-опытный и наивный — поглощал всё с необычайным интересом.

    Российские издательства заимствовали приемы западных коллег. В частности, популярностью пользовались криминальные материалы и судебные очерки, особое место заняли фельетоны и короткие рассказы, появились сенсации и необычные репортажи — так называемые «материалы человеческого интереса».

    Содержание газетных полос постепенно политизировалось, однако постепенно менялись и стиль изложения материала, и верстка, и формат газет. Хотя по-прежнему на ряд острых тем налагалось табу. И в первую очередь — на рабочее движение. По словам редактора «Русского слова» Дорошевича, существовало около 13 тысяч циркуляров по этому поводу. Русско-японская война 1904-1905 гг. позволила цензуре ужесточить контроль над прессой, и лишь революция 1905 года вынудила правительство пойти на уступки.

    Виталий КУЛАКОВ.

    (Продолжение следует).

    Реклама

    Последнее

    Топ-15 вопросов о вакцинации от коронавируса

    В январе в районе началась бесплатная вакцинация от COVID-19. Ответы на часто задаваемые вопросы о вакцинации дает врач-инфекционист ЦРБ Инесса Сладикова

    Коротко о разном. Осиповичи

    Нацыянальны конкурс “Прадпрымальнік года” стартаваў 1 красавіка. Па выніках конкурсу ў кожнай вобласці і ў горадзе Мінску спецыяльна створаныя аргкамітэты (журы), у склад якіх увойдуць вядомыя прадпрымальнікі і прадстаўнікі органаў дзяржкіравання, вызначаць лепшых бізнесменаў у намінацыях “Паспяховы старт”, “Стабільны поспех” (дапускаецца ўдзел буйных прадпрыемстваў),

    РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» с 16 по 24 апреля проводит акцию «Чистый водоем»

    Мероприятие проходит с 2014 года и направлено на экологическое воспитание всех слоев населения, привлечение внимания к проблеме загрязнения водоемов, а также на приведение в порядок прибрежной зоны водоемов и водотоков накануне открытия сезона массового активного отдыха на природе.

    Новая веха в жизни Осиповичского района

    На днях районный исполнительный комитет, районное объединение организаций профсоюзов и объединение промышленников и предпринимателей, руководствуясь интересами населения и в целях создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для достойного труда, гармоничного развития видов экономической деятельности, на основании Трудового кодекса Республики Беларусь, Указа Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 г. № 278 "О развитии социального партнерства в Республике Беларусь",

    Завтра — республиканский субботник

    Середина апреля на дворе, а значит, самое время повсеместно навести порядок. Приложить руки каждому есть к чему и где. А еще лучше — дружно и вместе, ведь в стране идет Год народного единства. В 2020-м, несмотря на все его сложности,  родной город значительно преобразился и похорошел. Хотелось бы, чтобы благоустройство активно продолжалось и в текущем году — у нас для этого есть немало причин. Ждут обновления и сельские населенные пункты.