21.7 C
Осиповичи
Пятница, 18 июня, 2021
Еще

    Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы

    Популярное

    Асiповiцкi Край
    Асiповiцкi Крайhttp://gzt-akray.by
    Издание существует с 1931 года. Сегодня "Асіповіцкі край" выходит дважды в неделю по вторникам и пятницам. Тираж - около 5 тыс. экземпляров. Приоритетная тема для журналистов "районки" - жизнь Осиповщины: люди, работа предприятий и организаций, массовые мероприятия и многое другое. Оставайтесь с нами!

    Основные положения проекта программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы

    1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

    Достижения пятилетия

    Прошедшее пятилетие (2016—2020 гг.) оказалось сложным не только для Беларуси, но и для всего мирового сообщества. Но, несмотря на внешние вызовы и ограничения, нам удалось сохранить внутреннюю стабильность и не допустить обвала экономики. Главные достижения — рост уровня жизни населения, сохранение безопасности и суверенитета страны.

    Белорусы стали жить лучше. В мировом рейтинге достижения 17 взаимосвязанных и неразделимых целей в области устойчивого развития, призванных преобразовать наш мир, Беларусь заняла 18-ю позицию среди 166 стран. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности возрос за пятилетие на 16 процентов и достиг в 2020 году почти 21 тысячи долларов США. В стране обеспечена стабильная занятость населения, реальная заработная плата за пятилетие выросла более чем в 1,3 раза. По индексу человеческого капитала Всемирного банка мы вошли в топ-40, заняв 36-е место из 174 государств по уровню производительности труда нового поколения работников.

    Белорусы стали жить дольше. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года.

    Каждому предоставлена возможность получить качественное образование. Построено 47 детских садов и 16 школ. По индексу уровня образования республика сопоставима с передовыми европейскими странами и занимает 30-е место из 189 государств.

    Подтвердила свой высокий уровень белорусская медицина, прежде всего в педиатрии (особенно неонатологии), кардиологии, онкологии, трансплантологии. Введено в эксплуатацию 69 поликлиник и больниц. По уровню развития медицины наша страна в международном рейтинге занимает 59-ю позицию из 93 стран.

    Значимы достижения и в экономике. Инфляция уменьшилась до однозначных величин, ее уровень поддерживался в целевых значениях. Повысилась доступность кредитов. Ставка рефинансирования уменьшена более чем в три раза.

    Государство делает упор на развитие бизнеса. Предпринимательство вносит существенный вклад в экономику. Оно обеспечивает более 40 процентов экспорта товаров и 50 процентов ВВП. В стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики.

    Снизилась административная и контрольная нагрузка на бизнес. В рейтинге DoingBusiness-2020 Беларусь заняла 49-ю позицию среди 190 экономик мира.

    Созданные комфортные условия работы и преференции позволили получить белорусской IT-индустрии всемирное признание. Треть экспорта услуг приходится на информационно-телекоммуникационные услуги.

    Республике удалось сохранить промышленный потенциал и основные узнаваемые в мире белорусские бренды. В мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности промышленности Беларусь находится на 47-й позиции из 152 стран мира.

    Беларусь является региональным лидером в производстве тракторов, занимая порядка 80 процентов их общего выпуска в ЕАЭС, обеспечивает около трети мирового рынка большегрузных карьерных самосвалов. Впервые освоено производство легковых автомобилей.

    Вступив в мировой клуб государств, использующих энергию мирного атома, наша страна получила экологически чистый источник энергии, который снизит зависимость страны от углеводородного сырья.

    Мы входим в тройку лидеров по экспорту калийных удобрений, обеспечивая седьмую часть мирового производства.

    Республика Беларусь зарекомендовала себя надежным партнером на международной арене, поддерживая торговые отношения более чем с 200 государствами мира.

    Страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения соответствует уровню развитых стран и по многим позициям превышает показатели, достигнутые в странах ЕС: по мясу — в 1,2 раза, молоку — в 1,7 раза, овощам — в 1,4 раза.

    Наша республика занимает третье место в мире по экспорту масла животного происхождения, четвертое место — по экспорту сыров и творога.

    Сохранена уникальная для полноценной и разнообразной жизни людей окружающая природная среда. По индексу экологической эффективности Беларусь в мировом рейтинге занимает 49-ю позицию из 180 стран.

    Основные проблемы развития

    Не все результаты совпали с нашими прогнозами. Рост ВВП, экспорта, инвестиций оказался значительно ниже запланированного. Но на это есть объективные причины. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не останавливать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров.

    Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.

    Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.

    Нам не в полной мере удалось создать развитый финансовый рынок и привлечь в экономику «длинные» деньги на инвестиционные цели, сформировать полноценную конкурентную среду. По-прежнему сохраняется неравный доступ к финансовым ресурсам для крупного бизнеса и МСП.

    Продолжают сохраняться бюрократизм и волокита в принятии решений на местах. Недостаточно развиваются институты для быстрого получения гражданами и юридическими лицами качественных административных процедур.

    Не решен вопрос сокращения документооборота и отчетности.

    Не в полной мере заработала система оценки последствий принятия нормативных правовых актов на бизнес.

    Среди социальных проблем — уменьшение демографического потенциала и постарение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.

    На решение обозначенных проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.

    2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ РЕАЛИИ РАЗВИТИЯ

    2020 год войдет в историю как год серьезных испытаний для стран всего мира. Коронавирус, закрытые границы, торговые барьеры и ограничения, нарастающие противоречия между ведущими «центрами силы» обострили хрупкость текущего мироустройства.

    Современный мир переживает период глубоких перемен в условиях глобальной неопределенности, вызванной пандемией COVID-19. Мировая торговля, уже до коронавируса испытывавшая трудности на фоне международных торговых споров и роста протекционизма, вследствие пандемии серьезно сократилась. Одновременно обострились противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, нарастанием нестабильности в международных отношениях.

    Структура международных отношений в таких условиях значительно трансформируется — складываются новые центры политического и экономического влияния. Происходят рассредоточение мирового потенциала силы и развития, трансформация ценностных ориентиров и попытки навязывания собственной шкалы ценностей другим государствам.

    В мировой экономике складывается новая реальность, для которой характерны волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, сокращение глобальных цепочек поставок, разделение глобального экономического пространства на региональные структуры с новыми формами тарифных и нетарифных ограничений.

    Нарастание демографического дисбаланса и усиление общемирового тренда — старения человечества — приведут к еще большей борьбе за человеческий капитал.

    В этой новой парадигме большинство стран будут вынуждены перенести фокус своей экономической стратегии на развитие внутреннего рынка, обеспечение продовольственной безопасности и дальнейшее укрепление человеческого капитала.

    При этом процессы цифровизации значительно ускорятся, что обусловит необходимость и важность расширения цифрового контроля и повышения кибербезопасности, а также перестройки рынка труда с повышением его мобильности, гибкости и адаптации к удаленной работе.

    Следует ожидать усиления роли государств в управлении общественными процессами в наиболее чувствительных секторах. Приоритетной станет именно социальная сфера.

    Глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного комплексного ответа, продуманных, согласованных и скоординированных действий всех ветвей власти, государства и общества.

    Учитывая новые мировые тренды, Беларусь в предстоящем пятилетии продолжит свой курс развития, основанный на национальных интересах. При этом республика признает особую значимость поддержания стабильности и безопасности в мире и готова взаимодействовать со всеми странами, ориентированными на конструктивный диалог и плодотворное сотрудничество, в интересах преодоления глобальных вызовов и формирования сбалансированной международной повестки дня.

    В условиях сохраняющейся неопределенности и возрастающей конкуренции определяющей становится стратегия восстановления экономики с выходом на траекторию устойчивого развития.

    Приоритетное внимание — борьбе за внешние рынки и стимулированию внутреннего потребления. В основе роста — эффективное использование местных ресурсов, максимальное задействование внутренних резервов, развитие собственной индустрии высоких технологий.

    3. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПЯТИЛЕТИЯ

    Главная цель предстоящего пятилетия — обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации. В основе этого — доходы, цены, занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.

    Поставленная цель требует увеличения емкости внутреннего рынка, запуска нового инвестиционного цикла, улучшения деловой среды, снижения рисков и издержек инвесторов и бизнеса.

    Экономическая политика государства будет направлена на восстановление экономики и ее последующий устойчивый рост через повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, стимулирование внутреннего потребления и наращивание экспорта.

    Среди ключевых задач — сократить зависимость экономического роста от углеводородного сырья, увеличить экспортный потенциал за счет высокотехнологичных товаров, запустить новый инвестиционный цикл.

    Основными результатами достижения поставленной цели станут:

    рост ВВП в реальном выражении в 2025 году — не менее чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;

    повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 года;

    рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;

    наращивание объемов экспорта товаров и услуг — более 50 млрд долларов США в 2025 году;

    увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие в 1,2 раза, включая рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

    Приоритеты развития:

    СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ — это укрепление традиционных семейных ценностей, в основе которых здоровая семья, физическое и духовное благополучие, воспитание молодежи, обеспечение активной старости, забота о старшем поколении.

    СИЛЬНЫЕ РЕГИОНЫ — это комфортные и безопасные условия жизни и труда, качественная и доступная социальная инфраструктура, высокая мобильность, инвестиции в новые производства и производительная занятость.

    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СТРАНА — это образование и обучение, развитие науки, поддержка изобретательства и рационализаторства, раскрытие творческого потенциала. Это образовательная система нового типа, способная отвечать на вызовы современного социально-технологического уклада. Она станет основой для человека, способного ставить перед собой цели и достигать их, имея актуальный набор знаний и умений, оставаясь востребованным в течение всего жизненного пути.

    ГОСУДАРСТВО-ПАРТНЕР — это укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком и государством и бизнесом. Усилия будут направлены на формирование социальной стабильности и благополучие народа.

    4. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

    Повышение качества жизни населения за счет эффективной занятости, устойчивого роста доходов и улучшения социальной среды станет основой обеспечения социальной стабильности в обществе. Главное — социальная безопасность и благополучие граждан.

    Укрепление демографического потенциала и здоровья населения

    В предстоящем пятилетии задачи демографической политики останутся неизменными — стабилизировать численность населения и создать условия для последующего ее роста.

    Политика государства в области рождаемости будет направлена на укрепление института традиционной семьи и поддержку многодетных, защиту материнства и детства. Придерживаясь традиционных семейных ценностей, необходимо развивать институт семьи. Предусматривается введение дополнительных стимулов для рождения в семьях вторых и последующих детей. Будет усовершенствована система государственных пособий, расширена программа семейного капитала.

    Основной инструмент — обеспечить доступность комфортного жилья. Значительно вырастут объемы строительства с государственной поддержкой для семей, воспитывающих троих и более детей. Каждой состоящей на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетной семье будет предоставлена возможность в строительстве жилья в течение одного года с даты постановки на учет.

    Для молодых семей предусмотрены меры по увеличению объемов строительства арендного жилья и повышению его доступности. Активно будут задействованы дополнительные инструменты формирования сбережений населения. Широкое развитие получит программа ипотечного кредитования жилья. При рождении третьего и последующих детей семьям будет предоставляться земельный участок для строительства на льготной основе индивидуального жилья с увеличением норм (метров на одного члена семьи) льготирования.

    Будет продолжена работа по стимулированию развития семейного предпринимательства, внедрению механизмов реинтеграции женщин на рынке труда, включая их переобучение.

    Для гармоничного сочетания «семья — работа» дополнительным инструментом станет развитие гибких услуг по уходу за детьми раннего возраста с учетом потребностей семей, в том числе на условиях социально-частного партнерства. Намечены меры по расширению инфраструктуры дошкольных учреждений, созданию безбарьерной среды для семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Планируется построить не менее 90 дошкольных учреждений.

    Предстоит усилить пропаганду семейных ценностей, обеспечить широкую рекламу позитивных семейных отношений и формирование у родителей умений и навыков конструктивного поведения в семье.

    Особое внимание — обеспечению информационной безопасности детства. Для этого будут реализованы программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, обучения алгоритмам безопасного поведения в различных ситуациях.

    В целях стабилизации численности населения предстоит разработать комплекс мер по сокращению эмиграционного оттока, прежде всего молодежи. Будут созданы благоприятные условия, обеспечивающие возвратный характер внешней миграции, а также приток в республику высококвалифицированных иностранных специалистов.

    В системе здравоохранения усилия будут сконцентрированы на охране здоровья населения, повышении доступности и качества медицинской помощи. 

    Основными направлениями станут:

    1. Усиление эпидемиологической безопасности и снижение уровня заболеваемости населения.

    Планируется обеспечить всеобщий охват населения услугами первичной медицинской помощи. Будет усилена профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний, усовершенствован механизм диспансеризации и медицинских скринингов.

    Среди первоочередных мер — предотвращение распространения болезней и инфекций, минимизация последствий коронавирусной инфекции у переболевших, их реабилитация, профилактика дальнейших заражений.

    Повышение ожидаемой продолжительности здоровой жизни граждан будет обеспечиваться путем реализации мер по снижению смертности от внешних причин через усиление охраны труда, профилактики дорожно-транспортного и бытового травматизма.

    Предусматривается проведение превентивных мер по упреждению формирования зависимости молодежи от психоактивных веществ. Предстоит создать единую профилактическую среду посредством уменьшения распространения потребления всех видов табачной продукции.

    2. Развитие инфраструктуры здравоохранения.

    Продолжится работа по строительству и реконструкции объектов первичной медицинской помощи. Будет построено 8 поликлиник, 11 областных клинических больниц. Планируется создать 12 межрегиональных центров оказания специализированной медицинской помощи, внедрить передвижные медицинские комплексы, оснастить организации здравоохранения диагностическим оборудованием (МРТ, КТ, ангиографами).

    На базе опорных больниц будут созданы межрайонные/межрегиональные специализированные центры по хирургии, травматологии и ортопедии, оказанию медицинской помощи пациентам с инсультами и черепно-мозговыми травмами. В Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» (далее — индустриальный парк «Великий камень») намечено создание центра традиционной китайской медицины.

    В целях формирования для пациентов комфортной среды запланированы меры по реализации проекта «Заботливая поликлиника», предусматривающие изменение работы регистратуры, четкую маршрутизацию пациентов, оптимизацию рабочих мест медицинских работников.

    Планируется расширить объемы целевого обучения специалистов в сфере медицины по заявкам местных органов власти.

    3. Цифровизация медицины.

    Будет создана единая телекоммуникационная инфраструктура здравоохранения, поэтапно освоены новые методы персонифицированной медицины для повышения результативности лечения с применением информационно-коммуникационных технологий.

    Предусматривается внедрение интеллектуальных систем для дистанционного мониторинга здоровья (телемедицина, роботизация проведения высокотехнологичных операций, мобильная цифровая транкинговая связь с созданием единой областной сети).

    4. Повышение эффективности управления и финансовой устойчивости здравоохранения. 

    Предстоит внедрить национальную систему медицинской аккредитации организаций здравоохранения.

    Будут приняты меры по стимулированию привлечения населения к добровольному медицинскому страхованию.

    Экспорт медицинских услуг увеличится не менее чем в 1,5 раза. Планируется расширить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в области кардиохирургии, нейрохирургии и трансплантологии, травматологии и ортопедии, онкологии и пластической эстетической хирургии, а также стоматологии.

    Главным результатом этих мер станет повышение ожидаемой продолжительности жизни населения до 76,5 года. Обеспеченность населения практикующими врачами увеличится с 46 до 49 на 10 тысяч человек населения. Доля медицинских учреждений, включенных в единую телекоммуникационную инфраструктуру здравоохранения, возрастет с 60 процентов в 2020 году до 100 в 2025-м.

    Содействие эффективной занятости

    Политика занятости будет нацелена на максимальное вовлечение трудоспособного населения в экономику, повышение эффективности использования трудового потенциала.

    Задача государства — обеспечить каждого трудоспособного человека рабочим местом.

    В рамках модернизации коммерческих предприятий будут разработаны планы их реструктуризации для оптимизации численности кадров и содействия занятости высвобождаемых работников. Планируется проведение упреждающей переподготовки работников в целях получения новых профессиональных навыков и трудоустройства на новые рабочие места.

    Предстоит провести кадровую диагностику в организациях бюджетной сферы с целью оптимизации численности и рационального использования персонала.

    Для сокращения профессионально-квалификационного дисбаланса будут внедряться профессиональные стандарты, а также развиваться ресурсные центры по наиболее востребованным на рынке труда профессиональным компетенциям.

    Планируется расширить практику использования гибких форм занятости населения (надомный труд, гибкий график работы). Широкое развитие получат рабочие места в режиме удаленного доступа с использованием информационно-коммуникационных технологий.

    Приоритетным направлением станет развитие инклюзивных форм занятости, позволяющих интегрировать в сферу труда людей с инвалидностью, в том числе через механизм квотирования рабочих мест.

    Цифровизация сферы труда предполагает переход на электронный учет трудовой деятельности граждан. Будет создана информационная система прогнозирования рынка труда, которая позволит оценивать потребность экономики в кадрах для последующего формирования заказа на подготовку специалистов с необходимыми навыками и компетенциями.

    Целевой ориентир — уровень безработицы в трудоспособном возрасте по методологии Международной организации труда — не более 4,2 процента к концу 2025 года.

    Устойчивый рост доходов

    Одна из главных задач — обеспечить устойчивый рост реальной заработной платы и иных доходов населения.

    В реальном секторе экономики рост зарплаты будет обеспечен в первую очередь ростом производительности труда и продажами на внутреннем и внешнем рынках. На это будут ориентированы бизнес-планы всех субъектов хозяйствования. Еще один резерв роста связан со снижением затрат.

    В коммерческих организациях производственной сферы, где невысокая заработная плата, предстоит реализовать комплекс мер по снижению разрыва со среднеотраслевым уровнем.

    Повышение заработной платы в бюджетной сфере будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности работников бюджетных организаций, поэтапного увеличения базовой ставки и развития внебюджетной деятельности. Будет обеспечен ежегодный рост соотношения размера базовой ставки к минимальной заработной плате с выходом к 2025 году на уровень не менее 55 процентов.

    В 1,5—2 раза увеличится заработная плата отдельных категорий работников бюджетной сферы (учителя, преподаватели, врачи и средний медперсонал, работники сферы социального обслуживания, культуры и др.).

    Размер минимальной заработной платы составит не менее 30 процентов от средней заработной платы по экономике.

    Планируется сформировать эффективную многоуровневую пенсионную систему, что будет способствовать повышению ее устойчивости. При сохранении основной роли государства получат развитие корпоративные пенсионные программы нанимателей, профессиональное пенсионное страхование работников по условиям труда, частные пенсионные сбережения путем добровольного накопительного страхования пенсии.

    Для стимулирования роста сбережений населения предстоит повысить привлекательность инструментов финансового рынка (банковские вклады, страховые накопления и др.) и усилить финансовую грамотность населения.

    Соотношение среднего размера государственной пенсии по возрасту и средней заработной платы работников будет поддерживаться на уровне не менее 40 процентов.

    Результатом реализации намеченных мер станет рост реальных располагаемых денежных доходов населения не менее чем в 1,2 раза.

    Усиление адресности социальной помощи

    Обеспечение доступности государственной социальной помощи, усиление ее адресности и повышение качества социальных услуг станут ключевыми направлениями государственной политики в сфере социальной защиты.

    При оказании социальной помощи государство будет ориентировано на индивидуальные потребности и условия жизни человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

    Для отдельных категорий безработных будут повышены размеры пособий по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума. Прежде всего — для проживающих на территориях с напряженной ситуацией на рынке труда, а также безработным гражданам за пять лет до достижения пенсионного возраста.

    Дальнейшее развитие получат стационарозамещающие технологии социального обслуживания: услуги сиделки, социальное обслуживание на дому, обслуживание одиноких пожилых граждан и лиц с инвалидностью в замещающих семьях.

    Планируется открыть не менее 25 структурных подразделений территориальных центров социального обслуживания населения, провести реконструкцию и капитальный ремонт в не менее 40 государственных учреждениях социального обслуживания.

    Более широкое развитие получит механизм государственного социального заказа с привлечением некоммерческих общественных организаций к оказанию социальных услуг.

    Предстоит расширить работу местных органов управления по оказанию социально-бытовой помощи и дополнительной социальной поддержки ветеранам войны, одиноким пожилым и другим социально уязвимым категориям граждан.

    Важным направлением станет обеспечение полноценного участия лиц с инвалидностью в жизни общества путем создания для них безбарьерной среды, в том числе применения лестничных подъемников для инвалидов в жилфонде.

    Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума (уровень малообеспеченности) к 2025 году составит не более 4,5 процента.

    Повышение качества образования

    В сфере образования деятельность государства будет нацелена на развитие личностного потенциала подрастающего поколения, обеспечение высокого уровня знаний, формирование навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики. Повышение конкурентоспособности образования должно стать опорой для будущего экономического, политического и социально-культурного процветания страны.

    Развитие дошкольного образования будет ориентировано на предоставление доступных и высококачественных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а не только как этап подготовки к школе.

    Предусматривается усовершенствовать формы и методы работы с детьми, расширить практику предоставления им индивидуальных образовательных программ как базы будущего «социального лифта». Важно сохранить 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к успешному обучению на I ступени общего среднего образования.

    Планируется расширить сеть центров дошкольного развития и спектр образовательных услуг. В 2025 году доля детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составит не менее 85 процентов.

    В системе общего среднего образования будет продолжена работа по обеспечению гибкости и модификации учебных планов, что позволит выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую ранней профессиональной ориентации и самоопределению. Предстоит формировать у учащихся инновационные навыки. Это даст нам новое поколение изобретателей и предпринимателей.

    Будет исключена практика выполнения учителями несвойственных им функций, сокращен документооборот в учреждениях образования.

    Планируется увеличить количество обучающихся в профильных классах технико-технологической направленности до 50 процентов. Профессиональную подготовку получат все учащиеся базовых X—XI классов. Предстоит создать практико-ориентированную среду — экспериментальные площадки, лаборатории, учебно-опытные участки. Духовно-нравственное воспитание будет формироваться через изучение народных традиций, истории и основ культурных ценностей, привитие уважительного отношения к религии.

    Намечено построить более 50 учреждений общего среднего образования. Не менее 80 процентов действующих образовательных учреждений будут оснащены современным учебным оборудованием и средствами обучения, в том числе для создания инклюзивной образовательной среды.

    В системе профессионального образования для повышения качества образования и получения компетенций будут внедрены новые образовательные стандарты, обновлены программы подготовки специалистов, создана современная образовательная среда. Учащиеся получат не только знания, но и требуемые навыки работы.

    В системе высшего образования планируется изменить формат вступительной кампании исходя из преимуществ тестирования и собеседования. Важная задача — повысить практикоориентированность образовательного процесса. Для этого будет укреплено партнерство образовательных учреждений с научными организациями и бизнес-сообществом, налажено сетевое взаимодействие между учреждениями образования различных типов. Планируется создать научно-производственные кластеры с участием ведущих университетов.

    Для формирования современной качественной образовательной среды предусматривается дальнейшая модернизация инфраструктуры. Будут созданы современные учебно-лабораторные подразделения, центры коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в том числе для обучения лиц с особенностями психофизического развития. Предполагается ввести институт независимой оценки качества высшего образования.

    Широкое применение получат программы дополнительного образования взрослых. На практике будут адаптированы образовательные программы для взрослого населения (55 лет и старше) в институтах повышения квалификации, включая обучение основам предпринимательской деятельности — «предпринимательский университет».

    Предстоит внедрить современные программы обучения в сфере бизнес-образования. Приоритет будет отдан подготовке (переподготовке) руководящих кадров новой формации, способных отвечать на вызовы нового социально-технологического уклада.

    Основными результатами реализации поставленных задач станет повышение роли образования как эффективного поставщика высококвалифицированных кадров.

    Критерием качества образования станет вхождение в 2025 году не менее 30 процентов учреждений высшего образования Беларуси в 5000 лучших университетов мира по рейтингу Webometrics.

    Раскрытие культурного потенциала

    Укрепление культурного фундамента страны будет ориентировано на сохранение и приумножение национальных культурных ценностей, традиций и самобытности.

    Основное внимание будет уделено бережному отношению к объектам историко-культурного наследия. С привлечением частных инвестиций предстоит провести реконструкцию и реставрацию ряда значимых объектов, завершить создание музейного квартала Национального художественного музея.

    Будет увеличена доступность услуг культуры. Планируется создание электронных каталогов историко-культурных памятников Республики Беларусь и разработка онлайн-площадки для демонстрации культурных событий.

    Продолжится работа по созданию национальных культурных брендов, в том числе организация фестивалей народного творчества, развитие народных промыслов и ремесел.

    Совершенствование музейной деятельности потребует внедрения отдельных разработок в сфере информационных технологий: новые формы обслуживания с использованием современных трехмерных технологий, программ виртуальной и дополненной реальности.

    Продолжение смотрите источник: https://www.sb.by/articles/osnovnye-polozheniya-proekta-programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-belarus-na-202.html

    Реклама

    Последнее

    Интервью с главврачом осиповичской ЦРБ

    — Пік захворвання адзначаўся ў кастрычніку-лістападзе мінулага года, потым сітуацыя стабілізавалася. Так што чарговая хваля нас сур’ёзна не закранула. Сёння для стацыянарнага лячэння дастаткова трыццаць пяць ложкаў у “чырвонай зоне” і шэсць месцаў у рэанімацыйным аддзяленні райбальніцы.

    В ближайшие дни ожидается жаркая погода. РОЧС предупреждает

    Жара!!! В ближайшие дни ожидается жаркая погода. По прогнозам синоптиков воздух прогреется до +33°С, а на следующей неделе столбик термометра может достигнуть и 36° С! Жара...

    Сотрудники РОВД поздравили осиповичских медиков с праздником

    У рамках акцыі “Мы адзіныя” прадстаўнікі аддзела ўнутраных спраў райвыканкама наведалі Цэнтральную раённую бальніцу, каб павіншаваць яе работнікаў з прафесійным святам. Госці завіталі ў прыёмны пакой — месца, дзе, як і ў “дзяжурцы” міліцыі, работа даволі напружаная і непрадказальная — 24/7 і ў пастаянным тонусе.

    Обеспечение сохранности скота – одна из приоритетных задач аграрной отрасли

    На состоявшемся 29.04.2021 совещании Глава государства отметил неудовлетворительные результаты работы по предупреждению падежа скота в сельхозорганизациях республики и возможные в связи с этим потери производства продукции животноводства, потребовал не допустить роста падежа скота.

    Бойцы Витебской 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады возложили цветы к месту захоронения Героя Советского Союза Сергея Каданчика

    Нямала слаўных людзей нарадзіла асіповіцкая зямля. Адзін з іх — Сяргей Каданчык. Ура-джэнец Маісеевіч з 1928 года знаходзіўся ў радах Чырвонай арміі. Удзельнічаў у вызваленчым паходзе савецкіх войск у Заходнюю Беларусію ў 1939 годзе, у савецка-фінляндскай вайне 1939-1940 гадоў. З першага дня Вялікай Айчыннай мужна змагаўся с фашыстамі. Удзельнічаў у Новарасійскай аперацыі.