5.9 C
Осиповичи
Суббота, 8 мая, 2021
Еще

    Городище на фоне времени

    Популярное

    Асiповiцкi Край
    Асiповiцкi Крайhttp://gzt-akray.by
    Издание существует с 1931 года. Сегодня "Асіповіцкі край" выходит дважды в неделю по вторникам и пятницам. Тираж - около 5 тыс. экземпляров. Приоритетная тема для журналистов "районки" - жизнь Осиповщины: люди, работа предприятий и организаций, массовые мероприятия и многое другое. Оставайтесь с нами!

    История родного края

    Жужлянка — археологический памятник и интересный туристический объект на берегу местного водохранилища

    Поселение здесь возникло, когда странствующий поэт Гомер создавал хиты древнегреческой литературы Илиаду и Одиссею. А исчезло примерно в то время, когда в древнерусских летописях был впервые упомянут город Минск, а в Китае изобрели порох.

    Жужлянка — мысовое городище железного века и эпохи Древней Руси примерно в 3-х км от деревни Смык. Имеет форму близкую к треугольной. Со стороны поля защищено двумя рвами и двумя валами. Размеры приблизительно 110х130 м.

    Впервые городище Жужлянка упоминается в документе 1584 года «Ограничение имения Дороги» как «городыще сгорелое на речке Жижелинке» рядом с «Жежулинским» болотом. По названию речки можно предположить, что городок изначально назывался Жижелин, то есть город Жижеля, славянского Гефеста. Оба этих бога необходимые и полезные в обычной жизни, но в то же время свое-нравные и независимые. Оба живут под землей. Оба временами порываются скинуть “правильных” богов — Перуна, Тора, Юпитера, Зевса — с занятых ими высот. В белорусской мифологии именно с этим связывают пожары на торфяниках. В мифах и легендах разных народов таким образом отражается эпоха установления классовых отношений. Какие-то черты Гефеста в конечном варианте обрел и христианский дьявол.

    Изучение Жужлянки началось только в ХХ веке. Городище зарисовал и описал осиповичский краевед Алесь Немцев (публикация в журнале “Наш край” за 1926 год). В том же году там побывали студенты Шутов и Улащик (С. С. Шутаў, М. М. Улашчык. Археолёгічныя разведкі на ніжняй Сьвіслачы ўлетку 1926 года.//Запіскі аддзелу гуманітарных навук БАН. Працы археолёгічнай камісіі. Мн., 1930. с.105-120).

    Масштабные раскопки здесь проводились в 1963-1964 годах под руководством известного белорусского историка Юрия Драгуна. В начале 2000-х годов часть собранных тогда предметов была передана в районный историко-краеведческий музей.

    Изучение находок раскрыло некоторые археологические тайны древнего городища.

    Первое поселение на мысу между ручьем Жужлянка и Свислочью появилось не позднее VIII-VII веков до новой эры, но было недолговременным. Примерно в IV-III веках до новой эры здесь обосновываются ведущие роды каких-то балтских племен, появляются укрепления в виде рва, вала и деревянной стены. Это была эпоха так называемой штрихованной керамики. По мнению древнеримского историка Тацита, у балтов того времени было мало железа, зато процветала кровная месть.

    На рубеже эр начинается мощное движение на север  военной группировки южных      балтских племен (зарубинецкая культура). Этот процесс отразился и на Жужлянке. Старые укрепления были разрушены, вал подсыпан, появляется гладкостенная и лощеная керамика. Лощеные сосуды встречались реже и применялись для религиозных обрядов. Форма этих керамических изделий была подобна римской посуде. Заимствование очевидное: у зарубинецких племен процветала торговля с черноморскими провинциями Древнего Рима и варварскими сообществами Западной Европы.

    Однако южные балтские племена сами находятся в то же время под военным давлением сармат — сообщества ирано-язычных племен, заселявших современные Украину, часть Российской Федерации и Казахстана. Под ударами с юга зарубинецкая культура деградирует, а на Жужлянку возвращается население культуры штрихованной керамики (горшки со штриховкой, «ребрастые» с «защипами»). Валы снова подсыпаются, причем с учетом развития военной техники и тактики. Внешнего вала изначально не было, он появился как реакция на экспансию южан, чьи ударные силы состояли в основном из лучников.

    Еще одна перемена произошла по окончании римской эпохи, когда предыдущие архео-логические культуры на юге были стерты нашествием гуннов. На городище жизнь замирает, однако не прекращаясь совсем. Валы снова подсыпаются. Во-круг укреплений появляются селища. Остатки керамики и форма жилищ — полуземлянки с печами-каменками — позволяют отнести селища к пражской славянской культуре.

    Очередные изменения в жизни Жужлянки произошли в начале ІХ века. Валы подсыпаются еще раз, появляется керамика лука-райковецкой и борщевско-роменской культур. Памятники перечисленных культур идентифицируют с племенным объединением дулебов и их наследниками — древлянами, волынянами, северянами, дреговичами, которые в Х веке вошли в состав Киевской Руси.

    Окончательно Жужлянское городище разрушено в начале ХІ века, больше оно не восстанавливалось. Можно предположить, что это дело рук полочан, которые вели экспансию на землях дреговичей и строили на захваченных территориях укрепления, исходя из собственных стратегических интересов. Одна из таких твердынь — Свислоч-ский замок — появилась как раз во время разрушения Жужлянки.

    В последующие столетия рядом с Жужлянкой размещалось небольшое поселение типа хутора, а селища вокруг валов и сама площадка городища использовались как сельхозугодья.

    Юрий КЛЕВАНЕЦ.

    Реклама

    Последнее

    Минуты памяти

    Традиционно накануне праздника у памятника-скульптуры «Воин и партизанка» на Братской могиле советских воинов и партизан в Татарке прошел торжественный митинг, посвященный 76-й годовщине Великой...

    Акопная творчасць

    У раённым музеі адкрылася новая экспазіцыя, прысвечаная Вялікай Айчыннай вайне

    За мирную жизнь – поклон до земли

    В календаре немало праздников — религиозных и профессиональных, государственных и народных. Но есть среди них один, всенародно чтимый, — День Победы. Его знают, уважают,...

    АПИ спас жизни

    6 мая в 06.12 в ЦОУ РОЧС поступило сообщение о пожаре в квартире на третьем этаже 9-этажного жилого дома в переулке Черняховского. Прибывшие спасатели обнаружили хозяев квартиры с детьми во дворе.

    У “Васілінак” — юбілей!

    У МПЦ “Равеснік” віталі маленькіх асіпаўчан, якія парадавалі гледачоў самабытнай культурай