4.2 C
Осиповичи
Пятница, 26 февраля, 2021
Еще

    А дорога серою лентою вьется…

    Популярное

    Как в Осиповичах убирают места общего пользования

    Згадзіцеся, кожны хоча бачыць у сваім доме чысціню і парадак. А за яго межамі? Далёка хадзіць не будзем, а параўнаем, ці адпавядае знешні выгляд вашай кватэры і лесвічнай пляцоўкі. Мяркую, што большасць адкажа: “Вельмі адрозніваецца”. А чаму? Бо пераважае пазіцыя: “Мая жылплошча — гэта мая асабістая маёмасць, а пад’езд — плошча агульнага карыстання, і для іншых наводзіць парадак я не збіраюся. Лепш пасваруся з камунальнікамі: чаму кожны дзень вільготнай уборкі не робяць?”

    Предвыборная программа кандидата в депутаты Натальи Книги

    Предвыборная программа кандидата в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва по Осиповичскому избирательному округу № 89 Книги Натальи Ивановны Работая вместе, сделаем...

    23 февраля в Осиповичах впервые состоялся «Забег настоящих мужчин»

    В Осиповичах впервые прошел «Забег настоящих мужчин». Мороз и ветер не испугали участников. На старт вышли 50 человек. Причем, в мероприятии принимали участие не только мужчины. Дистанцию пробежали и юные спортсмены: Тимофей Соколовский (7 лет) и Михаил Яковюк (8 лет). Также в составе участников был аксакал легкой атлетики -  Борис Михайлович Липский (79 лет).

    21 февраля осиповичские военные провели день открытых дверей

    21 лютага асіповіцкія вайскоўцы правялі дзень адчыненых дзвярэй, падчас якога Паўднёвы ваенны гарадок наведалі каля 300 школьнікаў з Асіповіцкага, Кіраўскага, Касцюковіцкага, Чэрыкаўскага і Хоцімскага раёнаў. Пераважна гэта былі юнакі-старшакласнікі і дзяўчаты, якія збіраюцца атрымліваць прафесіі, звязаныя са службай у арміі, органах МУС і МНС.

    ДРСУ-199 отмечает 55-летие — есть повод заглянуть в историю создания осиповичских дорог

    Дмитрий САВРИЦКИЙ.

    d.savrickiy@gzt-akray.by

    Драматический прагматизм

    Машины в товарных количествах начали производить накануне Первой мировой войны, причем делали их в основном  мелкие частные фирмы. А вот создание сети дорог, которые бы полностью раскрывали потенциал нового вида транспорта, началось гораздо позже и велось довольно специфическими методами. Причина проста: автодороги — это настолько дорого, что финансировать их строительство с нуля могло лишь государство. Причем соглашалось оно на огромные затраты только в условиях, когда другого выбора не было.

    Процесс масштабного дорожного строительства начался в 30-х годах, причем почти одновременно в трех очень разных странах: США, Германии и СССР.

    Как ни удивительно, но к этому времени Советский Союз превратился в великую автомобильную державу. Буквально за десятилетие в стране было выпущено более миллиона машин, и ежегодно к ним добавлялось почти 150 тысяч.

    Строительство и ремонт дорог, контроль за их эксплуатацией с 1936 по 1941 годы относились к компетенции Наркомата внутренних дел, при котором было создана соответствующая структура — Главное управление шоссейных дорог.

    ГуШосДор НКВД теснейшим образом взаимодействовал с великим и ужасным ГУЛАГом… Но в СССР на дорожные стройки принудительно отправляли не только заключенных трудовых лагерей. Широко привлекали к бесплатному труду и крестьян. Правда, на ограниченное время, не более шести дней в году. Давать моральную оценку системе принуждения к дорожному строительству бессмысленно: времена были не вегетариан-ские… Но дороги строились быстро: на карте Генштаба РККА 1935 года 300-километровая дорога Минск-Гомель отсутствует, на такой же 1940-го — отмечена в статусе готового объекта.

    Вторая волна масштабного дорожного строительства началась в СССР не сразу после Победы, а в середине 60-х, когда страна смогла выделить необходимые средства. Очередной взлет в дорожной сфере датирован серединой 80-х. Именно тогда в Осиповичском районе пути сообщения стали дорогами в привычном понимании этого слова.

    Вначале было ДЭУ

    Дорожно-эксплуатационный участок №199 создан в 1965 году. Организация состояла из 34 человек, имела 1 самоходный и 3 прицепных грейдера, бульдозер, экскаватор и три автомобиля. Такими скромными силами нужно было обслуживать примерно 100 километров дорог в районе, из которых только одна, Хутор-Гродзянка-Лапичи, являлась частично асфальтированной.

    Хозяйство было хлопотное: в периоды распутицы связь между населенными пунктами затруднялась, а иногда и вовсе прерывалась. Каждую весну особого внимания требовали пять деревянных мостов.

    Но проблемы решаются, если их решать. Организация постепенно росла, набиралась опыта и к взлету дорожного строительства 80-х имела всё необходимое, чтобы соответствовать новым требованиям. И, главное, тогда возглавлял коллектив Иван Сазанович. Про этого человека наверняка слышали все земляки, а среди осиповичских дорожников о нем до сих пор говорят с подчеркнутым уважением и чуть ли не легенды рассказывают о ярких эпизодах его трудовой биографии. Так бывает, если нужный человек оказывается в нужное время в нужном месте.

    При Сазановиче дорожно-эксплуатационный участок получил статус управления и нынешнее название — ДРСУ-199. Была построена современная административно-производственная база, значительно увеличен штат и техническое обеспечение. Создан спортзал, который дорожники со временем передали спортивной школе.

    Ну а главное — совершенно другими стали дороги. Сегодня организация обслуживает 528 км дорог, из которых 208,5 км асфальтированных, 207,1 км гравийных, 111,5 км грунтовых. И к ним — 13 железобетонных мостов. Большая часть этого качественного развития и количественного роста произошла при непосредственном участии легендарного руководителя и его высокопрофессиональной команды.

    Когда произошла Чернобыльская катастрофа, осиповичские дорожники имели возможность выделить значительное количество людей и техники для срочного ремонта дорог в Костюковичском и Краснопольском районах. Работа была опасная — 30 работников ДРСУ получили удостоверения ликвидаторов. Но люди от нее не отказывались, понимали, что от их усилий зависит судьба многих переселенцев, которым пришлось эвакуироваться из «фонящей зоны» в малообжитые районы с неразвитой дорожной сетью. И это — мужество и гражданская позиция.

    А еще был эпичный «натиск на восток». В 1993 году, в тяжелейший период развала экономики новых независимых государств, руководитель ДРСУ принял решение о переводе части коллектива в Башкирскую АССР, которая даже в период постсоветской разрухи оставалась богатым регионом. Осиповичские дорожники там смогли себя зарекомендовать наилучшим образом и, соответственно, неплохо заработали.

    Хотя в 99-м году осиповичских дорожников волновали совсем другие проблемы. Управление было генподрядчиком при сдаче в эксплуатацию путепровода на улице Сташкевича. Остро необходимый городу объект достраивался тяжело, но в установленные сроки уложиться удалось.

    Семнадцать лет и три года

    Потом настал долгий период выживания. Приоритетом для национальной транспортной системы изначально было создание надежных транснациональных дорог, иначе транзитный потенциал Беларуси не реализовать. Местные дороги оставались в положении Золушки, а обслуживающие их организации были вынуждены выживать за счет хозрасчетной деятельности. Школа перехода на рыночную экономику для ДРСУ была жесткая, но, благодаря умелым и смелым руководителям Николаю Терехову, Николаю Былину, Владимиру Князевичу, «курс обучения» был преодолен. Не без потерь: случались времена, когда предприятие еле сводило концы с концами, испытывало трудности из-за использования изношенной техники. Но зато удалось сохранить коллектив. Так что когда началась общенациональная кампания «Год малой родины», а вместе с ней — в соответствии с Госпрограммой по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017-2020 годы — резко возросли объемы финансирования, ДРСУ воспользовалось ситуацией. К тому же дорожникам повезло: каждый год они выигрывали по тендеру на очень выгодные объекты. 2018 год — асфальтирование территории ПКФ «Сонца», 2019 — капремонт автопутепровода на улице Сташкевича, 2020 — асфальтирование территории ОАО «ОЗАА»…

    Рассказывает нынешний начальник управления Олег Лукьяненко:

    — До 2017 года предприятие было стабильно убыточным, а с 2018 превратилось в стабильно прибыльное. 2019 год был замечательным во всех отношениях, нынешний потяжелее. Но не потому, что работы меньше, а мешают внешние обстоятельства.

    Коронавирусом в ДРСУ за всё время переболели только два человека, но в июне целая бригада ушла на самоизоляцию. Это пик сезона, каждый час дорог… Пришлось в экстренном порядке собирать «боевую группу» из всех, кто имел хоть какие-то профессиональные навыки. Импровизация удалась: люди сделали всё что могли и в целом результат получился удовлетворительным.

    Был сюрприз от поставщиков гравия. Обычно они ежедневно отправляют 4-5 вагонов, а тут бах — 58! Но разгрузить их всё равно нужно за день, иначе будет простой подвижного состава и штрафные выплаты. Пытались нанять временных работников, только желающих получить пару сотен рублей за день-два работы не нашлось. Собственными силами уложились за три дня, и люди были вымотаны до предела. Оплата сверхурочных за авральную работу и штрафа за двое суток простоя — затраты большие и непродуктивные.

    Сейчас мы стараемся как можно больше средств вкладывать в укрепление материальной базы и кадрового состава. Это нужно для устойчивого будущего: уже в следующем году объемы работ в Осиповичском районе, которые были очень большими из-за подготовки к «Дожинкам», снизятся. Поэтому готовимся к борьбе за подряды в других регионах.

    Техника на сегодня в значительной степени обновлена и ее достаточно. А люди к нам идут уже с середины 2018 года. Имеет значение зарплата — она постоянно растет и в среднем сейчас составляет 847 рублей. Но важен и психологический фактор. Земляки знают, что ДРСУ — дружный коллектив, в котором чувствуешь себя комфортно.

    Наверное, это главный итог, с которым ДРСУ-199 встречает свое 55-летие.

    * * *

    Вообще по документам дорожники должны были отмечать эту дату весной, но празднование отложили из-за коронавируса на осень и совместили с профессиональным праздником. Значит, есть сразу два повода поздравить коллектив предприятия и пожелать ему дальнейших успехов!

    Реклама

    Последнее

    3 марта пройдет национальный онлайн-семинар «Доступ к технологиям и создание сети Центров поддержки технологий и инноваций в Беларуси»

    3 марта 2021 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальный центр интеллектуальной собственности проведут национальный онлайн-семинар «Доступ к технологиям и создание сети Центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) в Беларуси».

    27 февраля пройдет прямая телефонная линия

    27 февраля, в субботу, начальник Могилевского областного управления Департамента охраны МВД Республики Беларусь полковник милиции Игорь Иванович Драчёв проведет прямую телефонную линию.

    «За безопасное пользование электрической энергией и газом в быту»

      С начала года осложнилась обстановка с пожарами и гибелью людей на них. За период с 01.01.2021 по 22.02.2020 в Могилевской области произошло 162 пожара, на которых погибло 37 человек.

    Осиповичский РОЧС рассказывает о правилах безопасности детей дома

    Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности. Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

    Осиповичский районный отдел по чрезвычайным ситуациям напоминает: неосторожное обращение с огнем является самой распространенной причиной возникновения пожара!!!

    По состоянию на 19.02.2021 в Осиповичском районе произошел 1 пожар по причине неосторожного обращения с огнем, гибели людей на пожаре не зарегистрировано, (за 2020 год произошло 15 пожаров, погибло 6 человек).