1.7 C
Осиповичи
Пятница, 4 декабря, 2020
Еще

    А дорога серою лентою вьется…

    Популярное

    Назначение пенсий лицам, имеющим стаж работы на территории Литвы и Латвийской Республики

    Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Беларусь и имеющих стаж работы на территории Литовской Республики после 1 января 1992 г., осуществляется с учётом...

    Коротко о разном. Осиповичи

    Справаздачна-выбарная канферэнцыя ветэранаў чыгуначнага вузла прайшла на днях. Старшынёй савета ветэранаў працаўнікоў стальной магістралі зноў выбраны Аляксандр Яраш.

    В детском саду № 11 «Звездочка» занятия «Экология» проходят в собственной оранжерее

    — Навакольны свет выступае разнастайнай крыніцай ведаў для дзяцей. Жыццёва неабходна вучыць іх з ранняга ўзросту беражліва і ўважліва ставіцца да прыроды, — упэўнена выхавальнік групы “Сонейка” Алена Скобнікава. — Зацікавіць дашкольнікаў гэтай тэмай можна, дазваляючы ім актыўна ўдзельнічаць у працэсе.

    Богданович: белорусские атлеты хотят выступать только под национальным флагом

    Белорусские атлеты хотят выступать только под национальным флагом. Такую точку зрения высказал олимпийский чемпион 2008 года в Пекине в гребле на каноэ Александр Богданович, который поддержал своей подписью открытое обращение к международной и белорусской общественности, сообщили БЕЛТА в пресс-службе НОК Беларуси.

    ДРСУ-199 отмечает 55-летие — есть повод заглянуть в историю создания осиповичских дорог

    Дмитрий САВРИЦКИЙ.

    d.savrickiy@gzt-akray.by

    Драматический прагматизм

    Машины в товарных количествах начали производить накануне Первой мировой войны, причем делали их в основном  мелкие частные фирмы. А вот создание сети дорог, которые бы полностью раскрывали потенциал нового вида транспорта, началось гораздо позже и велось довольно специфическими методами. Причина проста: автодороги — это настолько дорого, что финансировать их строительство с нуля могло лишь государство. Причем соглашалось оно на огромные затраты только в условиях, когда другого выбора не было.

    Процесс масштабного дорожного строительства начался в 30-х годах, причем почти одновременно в трех очень разных странах: США, Германии и СССР.

    Как ни удивительно, но к этому времени Советский Союз превратился в великую автомобильную державу. Буквально за десятилетие в стране было выпущено более миллиона машин, и ежегодно к ним добавлялось почти 150 тысяч.

    Строительство и ремонт дорог, контроль за их эксплуатацией с 1936 по 1941 годы относились к компетенции Наркомата внутренних дел, при котором было создана соответствующая структура — Главное управление шоссейных дорог.

    ГуШосДор НКВД теснейшим образом взаимодействовал с великим и ужасным ГУЛАГом… Но в СССР на дорожные стройки принудительно отправляли не только заключенных трудовых лагерей. Широко привлекали к бесплатному труду и крестьян. Правда, на ограниченное время, не более шести дней в году. Давать моральную оценку системе принуждения к дорожному строительству бессмысленно: времена были не вегетариан-ские… Но дороги строились быстро: на карте Генштаба РККА 1935 года 300-километровая дорога Минск-Гомель отсутствует, на такой же 1940-го — отмечена в статусе готового объекта.

    Вторая волна масштабного дорожного строительства началась в СССР не сразу после Победы, а в середине 60-х, когда страна смогла выделить необходимые средства. Очередной взлет в дорожной сфере датирован серединой 80-х. Именно тогда в Осиповичском районе пути сообщения стали дорогами в привычном понимании этого слова.

    Вначале было ДЭУ

    Дорожно-эксплуатационный участок №199 создан в 1965 году. Организация состояла из 34 человек, имела 1 самоходный и 3 прицепных грейдера, бульдозер, экскаватор и три автомобиля. Такими скромными силами нужно было обслуживать примерно 100 километров дорог в районе, из которых только одна, Хутор-Гродзянка-Лапичи, являлась частично асфальтированной.

    Хозяйство было хлопотное: в периоды распутицы связь между населенными пунктами затруднялась, а иногда и вовсе прерывалась. Каждую весну особого внимания требовали пять деревянных мостов.

    Но проблемы решаются, если их решать. Организация постепенно росла, набиралась опыта и к взлету дорожного строительства 80-х имела всё необходимое, чтобы соответствовать новым требованиям. И, главное, тогда возглавлял коллектив Иван Сазанович. Про этого человека наверняка слышали все земляки, а среди осиповичских дорожников о нем до сих пор говорят с подчеркнутым уважением и чуть ли не легенды рассказывают о ярких эпизодах его трудовой биографии. Так бывает, если нужный человек оказывается в нужное время в нужном месте.

    При Сазановиче дорожно-эксплуатационный участок получил статус управления и нынешнее название — ДРСУ-199. Была построена современная административно-производственная база, значительно увеличен штат и техническое обеспечение. Создан спортзал, который дорожники со временем передали спортивной школе.

    Ну а главное — совершенно другими стали дороги. Сегодня организация обслуживает 528 км дорог, из которых 208,5 км асфальтированных, 207,1 км гравийных, 111,5 км грунтовых. И к ним — 13 железобетонных мостов. Большая часть этого качественного развития и количественного роста произошла при непосредственном участии легендарного руководителя и его высокопрофессиональной команды.

    Когда произошла Чернобыльская катастрофа, осиповичские дорожники имели возможность выделить значительное количество людей и техники для срочного ремонта дорог в Костюковичском и Краснопольском районах. Работа была опасная — 30 работников ДРСУ получили удостоверения ликвидаторов. Но люди от нее не отказывались, понимали, что от их усилий зависит судьба многих переселенцев, которым пришлось эвакуироваться из «фонящей зоны» в малообжитые районы с неразвитой дорожной сетью. И это — мужество и гражданская позиция.

    А еще был эпичный «натиск на восток». В 1993 году, в тяжелейший период развала экономики новых независимых государств, руководитель ДРСУ принял решение о переводе части коллектива в Башкирскую АССР, которая даже в период постсоветской разрухи оставалась богатым регионом. Осиповичские дорожники там смогли себя зарекомендовать наилучшим образом и, соответственно, неплохо заработали.

    Хотя в 99-м году осиповичских дорожников волновали совсем другие проблемы. Управление было генподрядчиком при сдаче в эксплуатацию путепровода на улице Сташкевича. Остро необходимый городу объект достраивался тяжело, но в установленные сроки уложиться удалось.

    Семнадцать лет и три года

    Потом настал долгий период выживания. Приоритетом для национальной транспортной системы изначально было создание надежных транснациональных дорог, иначе транзитный потенциал Беларуси не реализовать. Местные дороги оставались в положении Золушки, а обслуживающие их организации были вынуждены выживать за счет хозрасчетной деятельности. Школа перехода на рыночную экономику для ДРСУ была жесткая, но, благодаря умелым и смелым руководителям Николаю Терехову, Николаю Былину, Владимиру Князевичу, «курс обучения» был преодолен. Не без потерь: случались времена, когда предприятие еле сводило концы с концами, испытывало трудности из-за использования изношенной техники. Но зато удалось сохранить коллектив. Так что когда началась общенациональная кампания «Год малой родины», а вместе с ней — в соответствии с Госпрограммой по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017-2020 годы — резко возросли объемы финансирования, ДРСУ воспользовалось ситуацией. К тому же дорожникам повезло: каждый год они выигрывали по тендеру на очень выгодные объекты. 2018 год — асфальтирование территории ПКФ «Сонца», 2019 — капремонт автопутепровода на улице Сташкевича, 2020 — асфальтирование территории ОАО «ОЗАА»…

    Рассказывает нынешний начальник управления Олег Лукьяненко:

    — До 2017 года предприятие было стабильно убыточным, а с 2018 превратилось в стабильно прибыльное. 2019 год был замечательным во всех отношениях, нынешний потяжелее. Но не потому, что работы меньше, а мешают внешние обстоятельства.

    Коронавирусом в ДРСУ за всё время переболели только два человека, но в июне целая бригада ушла на самоизоляцию. Это пик сезона, каждый час дорог… Пришлось в экстренном порядке собирать «боевую группу» из всех, кто имел хоть какие-то профессиональные навыки. Импровизация удалась: люди сделали всё что могли и в целом результат получился удовлетворительным.

    Был сюрприз от поставщиков гравия. Обычно они ежедневно отправляют 4-5 вагонов, а тут бах — 58! Но разгрузить их всё равно нужно за день, иначе будет простой подвижного состава и штрафные выплаты. Пытались нанять временных работников, только желающих получить пару сотен рублей за день-два работы не нашлось. Собственными силами уложились за три дня, и люди были вымотаны до предела. Оплата сверхурочных за авральную работу и штрафа за двое суток простоя — затраты большие и непродуктивные.

    Сейчас мы стараемся как можно больше средств вкладывать в укрепление материальной базы и кадрового состава. Это нужно для устойчивого будущего: уже в следующем году объемы работ в Осиповичском районе, которые были очень большими из-за подготовки к «Дожинкам», снизятся. Поэтому готовимся к борьбе за подряды в других регионах.

    Техника на сегодня в значительной степени обновлена и ее достаточно. А люди к нам идут уже с середины 2018 года. Имеет значение зарплата — она постоянно растет и в среднем сейчас составляет 847 рублей. Но важен и психологический фактор. Земляки знают, что ДРСУ — дружный коллектив, в котором чувствуешь себя комфортно.

    Наверное, это главный итог, с которым ДРСУ-199 встречает свое 55-летие.

    * * *

    Вообще по документам дорожники должны были отмечать эту дату весной, но празднование отложили из-за коронавируса на осень и совместили с профессиональным праздником. Значит, есть сразу два повода поздравить коллектив предприятия и пожелать ему дальнейших успехов!

    Реклама

    Последнее

    Осиповчанка Алла Жук — женщина с добрым сердцем

    Незалежна ад паходжання, гэтыя добрахвотнікі шчыравалі ў франтавых шпіталях і санітарных лазарэтах, хварэлі на тыф і гінулі ад ран. Сёння, як і стагоддзе таму, сёстры міласэрнасці выконваюць свой доўг, дапамагаючы хворым і нямоглым.

    Городище на фоне времени

    Поселение здесь возникло, когда странствующий поэт Гомер создавал хиты древнегреческой литературы Илиаду и Одиссею. А исчезло примерно в то время, когда в древнерусских летописях был впервые упомянут город Минск, а в Китае изобрели порох.

    МПЦ «Ровесник» идет в ногу со временем

    МПЦ "Ровесник" старается идти в ногу со временем. Причем во всем. Недавно завершился текущий ремонт здания. Обновлены помещения фойе и коридоры второго этажа. Фойе оборудовано современной геральдикой, что позволяет расширить спектр проводимых там мероприятия. Благоустроена прилегающая территория.

    Интересное о страховании

    Любоў Дубіна пачала займацца страхавой работай у 1983 годзе, пасля заканчэння фінансава-эканамічнага тэхнікума. І ўвесь гэты час працуе на адным месцы. Завочна скончыла Мінскі інстытут народнай гаспадаркі. Зараз з’яўляецца вядучым спецыялістам. Зона яе адказнасці — страхаванне ад няшчасных выпадкаў. Аб сваёй рабоце гатова расказваць шмат і цікава:

    Коротко о разном. Осиповичи

    Справаздачна-выбарная канферэнцыя ветэранаў чыгуначнага вузла прайшла на днях. Старшынёй савета ветэранаў працаўнікоў стальной магістралі зноў выбраны Аляксандр Яраш.