-2.6 C
Осиповичи
Понедельник, 8 марта, 2021
Еще

    Тонкости управления большим промышленным предприятием на примере ОАО «ОЗАА»

    Популярное

    Младший участковый инспектор милиции Виталий Лягуцкий в некотором смысле медийное лицо

    О нем писали многие СМИ, от республиканских до нашей "районки", сюжеты о молодом человеке показывали телеканалы. Повод более чем достойный: 11 сентября в деревне Липень милиционеры Виталий Лягуцкий и Никита Морозов оказали помощь при тушении пожара частного дома, вывели из пылающего здания жену хозяина и не позволили ему самому туда войти (см. "АК" № 83 от 23.10.2020 г.).

    Полигон «Осиповичский»: место действий «боевых»

    Воинский полигон "Осиповичский" был обустроен в послевоенное время. Когда-то тут дислоцировалась мотострелковая дивизия. Пока город не стал столицей белорусской артиллерии, на территории полигона располагались...

    От сказанного до сделанного

    Суть любого материального производства: берем нечто материальное и, вложив определенное количество труда, получаем продукт — законченный результат деятельности, который можно продать.

    Конечно, в реальности всё не так прямолинейно. Современное промышленное предприятие — структура настолько сложная, что ее вполне можно сравнить с живым организмом. В том плане, что результат деятельности достигается только при согласованной и эффективной работе множества «шестеренок и винтиков» —    от отделов и цехов до технологических участков и конкретных рабочих мест.

    Поддержание этой синхронности-ритмичности можно считать главной задачей управления производством. Как она решается, попробуем разобраться на опыте завода автоагрегатов. Накануне профессионального праздника машиностроителей особенно любопытно узнать о крупнейшем осиповичском заводе что-нибудь новое.

    Ритм — это главное

    В 9.30 заместитель директора по производству Константин Чернецкий проводит утреннюю планерку. Повестка дня неизменная и включает четыре вопроса: нет ли проблем с выполнением сменных заданий, всё ли в порядке с оборудованием, до-статочно ли «расходников» и ресурсов, есть ли вероятность сбоев во внутризаводской кооперации. Последнее — самое важное, и вот почему.

    Большая часть продукции ОЗАА — сложные изделия. Это значит, что производимые в различных цехах детали должны быть доставлены в одно место — механосборочный цех, где, собственно, и произойдет их превращение в готовый продукт. В сутки сюда из прессово-сварочного цеха, цехов пластмасс, стеклопластиковых кабин и ряда других структурных подразделений поступает примерно 3 000 комплектующих, из которых в итоге получается около 400 сборочных единиц для грузовиков и автобусов. Числа могут различаться: завод выпускает 250 комплектов потолочных панелей для троллейбусов и автобусов «Белкоммунмаша» и «МАЗа», 60 комплектов передней облицовки автобусов российской компании ГАЗ… Но в любом случае, если хоть одна из необходимых для сборки деталей будет доставляться с опозданием, производственный процесс выпадет из ритма, а это чревато срывом сроков отправки продукции потребителям. Такое развитие событий крайне нежелательно — как по экономическим соображениям, так и в плане имиджа. И еще неизвестно, какой ущерб тяжелее минимизировать!

    Ау, заказчики?

    Примерно к 14 часам ОЗАА получает информацию о том, как идут дела у предприятий, куда автоагрегатчики отправляют свою продукцию. Это важная информация, поскольку она позволяет гибко изменить производственные задания на вторую и третью смены. Причины перемен могут быть разными. Обычная и привычная — переход конвейера завода-партнера на другую модификацию выпускаемой техники. Тревожная, но редкая (что радует!) — резкое падение объемов производства.

    Коррекция планов вместе с подведением итогов работы первой смены и обсуждением текущих вопросов в сфере снабжения, качества продукции, уточнения нюансов внутризаводской кооперации проводится на совещании начальника планово-диспетчерского отдела с заместителями начальников цехов.

    Если всё получается «разрулить» оперативно, завод продолжает выполнять суточное задание. В логистическом эквиваленте это 10 грузовых машин готовой продукции, которые отправляются на МАЗ. Продукция ОЗАА обеспечивает сборку    36-40 грузовых машин и 4-6 автобусов. Остальные потребители забирают выполненные заказы собственным транспортом. Он, понятное дело, должен загружаться без проволочек…

    Ну а если в работе цехов возникают какие-то препятствия, приходится искать обходные пути. Собственно, вариантов неприятных неожиданностей немного: смежники нарушают сроки поставок или шлют продукцию ненадлежащего качества, по какой-то причине нет на рабочем месте незаменимого специалиста, проблемы качества собственных изделий, серьезная поломка технологического оборудования.

    Два первых затруднения обычно краткосрочные. Их воздействие нейтрализуется запасом наиболее востребованных полуфабрикатов, которые как раз для подобных случаев хранятся на складе. «Неприкосновенный запас» составляет 20% от текущего объема производства и обновляется ежемесячно. Падение качества собственной продукции возможно при внедрении новых изделий — в начальный период их освоения. По статистике в это время «не совсем кондиция» может достигать 2-3 процентов от общего количества выпускаемой новинки. Поэтому чем быстрее выявляются причины брака, тем меньше «плата за обучение».

    А вот ремонт оборудования может затянуться надолго, и тогда производственная рутина в пострадавшем цехе приобретает черты организационно-технического триллера. Относительно недавний случай: на закупку и доставку запчастей для высокопроизводительного комплекса-автомата в цехе пластмасс потребовалось около месяца. На этот период пришлось задействовать 4 низкопроизводительных станка и делать нестандартные кадровые перестановки.  Авральные меры полностью темп производства не восстановили, но минимум необходимого цех давал. Пусть с предельным напряжением и низкой рентабельностью, но в таких обстоятельствах размер прибыли не приоритет.

    Занизить, чтобы повысить

    Подведение итогов дня — это компетенция директора завода. Сергей Богданович начинает свою планерку в 17.00. Производственные результаты — только часть ее обширной повестки, и к тому же не всегда самая главная. Деятельность предприятия включает много направлений, и если в производстве всё нормально, то на обсуждение «текучки» незачем тратить время.

    Но что такое «норма» применительно к заводу автоагрегатов? Ответ вроде бы очевиден: выполнение установленного плана выпуска продукции. Однако тут есть тонкость: правильно составленный план обязательно учитывает вероятность непрогнозируемых помех, поэтому включает «подушку безопасности». Для промышленного предприятия резерв прочности может повышаться только за счет некоторого снижения нормативов загрузки оборудования, установки менее жестких временных рамок и других «послаблений». Вот только сильно сдерживать производственный потенциал невыгодно, а рассчитывать, что всё всегда будет хорошо — рискованно. Уровень разумного компромисса между оптимистичным и пессимистичным вариантами для ОЗАА составляет 2 процента. Так что если дневной план перевыполнен на эту величину, завод сработал в полную силу.

    Обычно так и бывает. И это замечательно!

    Андрей Емельянов, заливщик металла цеха алюминиевого литья

    Ирина Козинцева, формовщик цеха стеклопластиковых кабин

    Ирина Кутынко, швея механосборочного цеха

    Александр Терехов, модельщик по деревянным моделям экспериментально-инструментального цеха

    * * *

    Постфактум. Как только стало известно, что COVID-19 возвращается, на заводе снова усиливают меры безопасности, а личные контакты сведены к минимуму. Так что совещания, в которых участвуют представители высшего управленческо-технического звена, проводятся по селектору.

    К слову, одной из задач, которые недавно решались на самом высоком уровне, было обеспечение работников — членов профсоюза продуктовыми подарками к профессиональному празднику. Предыдущий вопрос подобного плана был приурочен к 1 сентября: тогда все многодетные мамы получили материальную помощь для подготовки детей к школе.

    Реклама

    Последнее

    Младший участковый инспектор милиции Виталий Лягуцкий в некотором смысле медийное лицо

    О нем писали многие СМИ, от республиканских до нашей "районки", сюжеты о молодом человеке показывали телеканалы. Повод более чем достойный: 11 сентября в деревне Липень милиционеры Виталий Лягуцкий и Никита Морозов оказали помощь при тушении пожара частного дома, вывели из пылающего здания жену хозяина и не позволили ему самому туда войти (см. "АК" № 83 от 23.10.2020 г.).

    С заботой о людях

    "Охрана труда на Белорусской железной дороге включает широкий спектр направлений: соблюдение трудовой и технологической дисциплины, сокращение рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, профилактику производственного травматизма, — рассказывает инженер по охране труда вагонного депо Татьяна Белозорович. — Работаем мы в тесной связке с руководством и профсоюзной организацией.

    Много интересного об осиповичском музее

    Асіповіцкі гісторыка-краязнаўчы музей з’явіўся значна пазней, чым аналагічныя ўстановы ў іншых раёнах краіны. Затрымка на старце ў любой справе стварае многа нязручнасцей, аднак, калі ёсць жаданне, зрабіць можна вельмі многа.

    Учитель изобразительного искусства филиала художественного направления ДШИ № 1 Назар Егоров знает, как стать художником

    Прежде всего, считает педагог, нужно иметь особый взгляд на мир. И это качество, если нет предрасположенности, приобрести не так-то просто. Его отсутствие или, наоборот, наличие у ребенка чувствуется сразу. Один определит узоры, нарисованные на окне морозом, как "стекло стало белым", а другой найдет в рисунке и волшебные цветы, и заметенные снегом леса, и таинственную дорогу.