В этом году револьверу «Наган» исполняется 125 лет. Он выпускался в разных странах мира, а в СССР стал культовым оружием
Принятый на вооружение Российской императорской армии в конце ХІХ века, наган отлично себя зарекомендовал в сражениях Русско-японской войны, был основным короткоствольным оружием офицеров и солдат в Первую мировую, стал одним из символов революции, гражданской войны, сталинских «чисток», внес вклад в победу над нацистской Германией и до сих пор применяется некоторыми правоохранительными органами.
Надежный, точный, простой
Первоначально российская армия закупала револьверы у разработчиков — братьев Эмиля и Леона Наганов. Потом производство было налажено в Туле. Себестоимость российских изделий оказалась на треть меньшей. Среди причин удешевления — возможность изготавливать стволы револьверов из бракованных стволов винтовки-«трехлинейки».
При малом калибре, небольшом собственном весе и умеренном пороховом заряде он обладал завидной дальностью стрельбы — до 100 метров — и внушительной убойной силой. Бой нагана оказался кучным и стабильным, независящим от износа механизма. Живучесть системы была невероятно высокой. При своевременной чистке и смазке револьвер практически вечен. Но даже при самой варварской эксплуатации в любых климатических условиях наган держался стойко. Он мог упасть в грязь, быть извлеченным оттуда и снова стрелять. Если механизм забивало песком настолько, что он переставал срабатывать, его развинчивали, вытряхивали песок, протирали детали, собирали — и оружие снова стреляло.
Единственным «узким» местом была медленная перезарядка, но сравнительные испытания современных иностранных моделей пистолетов и нагана показали, что в реальных условиях это отставание не имеет особого значения.
На вооружение было принято два варианта наганов — офицерский и солдатский. Во втором искусственно снижалась скорострельность «в целях экономии патронов».
Стрелял по-ворошиловски
Выпуск револьверов в Российской империи непрерывно возрастал и к 1917 году составил около 1 миллиона единиц. В СССР производилась только офицерская — скорострельная — модификация. Темпы выпуска то сокращались, то увеличивались, но оставались значительными — несмотря на принятие на вооружение удачного пистолета «Тульский-Такарев». За 10 предвоенных лет (1932-1941 гг.) Красная армия получила более 700 тысяч револьверов «Наган».
Накануне войны выпуск нагана и «ТТ» шел в равных количествах, причем танкисты вооружались исключительно револьверами: для стрельбы из бойниц в танковой броне пистолет оказался непригоден.
12 декабря 1924 года Президиум ЦИК СССР утвердил Положение «О награждении лиц высшего комсостава РККА и Флота Почетным революционным оружием». В качестве такового наряду с пистолетом «маузер» учреждался наган — как свидетельство его заслуг перед Советской Республикой. На рукоятке у таких револьверов размещались изображение Ордена Красного Знамени и серебряная накладка с надписью «Честному воину РККА от ЦИК Союза ССР».
Известно, что маршал Климент Ворошилов умел стрелять из нагана с поразительной меткостью и всячески способствовал развитию в Красной армии искусства стрельбы, в том числе из короткоствольного оружия. Движение «Стреляй по-ворошиловски» приобрело огромную популярность, и в 1932 году в систему оборонно-массовой работы были введены нормативы на звание “Ворошиловский стрелок” и соответствующий нагрудный знак.
До июня 1941 года «Ворошиловскими стрелками» стало около 9 миллионов человек.
На фронте и во вражеском тылу
Многие опытные фронтовые офицеры предпочитали в качестве личного оружия револьвер. Прикладистый, с удачной развесовкой и удобной рукояткой, он всегда был готов к стрельбе, в случае осечки патрона из него легко было произвести следующий выстрел. Особо удобен наган был в быстротечных рукопашных схватках, когда противник мог появиться с любой стороны. Компановка оружия позволяла стрелять интуитивно — не целясь.
Перед самой Великой Отечественной войной начался выпуск модификации наганов с прибором «БРАМИТ» (братьев Митиных) для бесшумно-беспламенной стрельбы и специальных боеприпасов к ним.
Применение бесшумных винтовок и револьверов партизанами было крайне успешным. Так, один из представителей Центрального штаба партизанского движения в июле 1942 года докладывал руководству о нуждах народных мстителей: «Приборы для бесшумной стрельбы шлите, а также патроны к ним. Эффект от них здесь огромный. Участок ж.д. очищается от охраны на 2-3 часа полностью. Поэтому мины замедленного действия и приборы «БРАМИТ» здесь очень и очень нужны».
«БРАМИТы» выпускались для винтовок и револьверов, причем отдельного учета по каждой модификации не велось. Скупые сведения из доступных документов позволяют предположить, что винтовочных глушителей было выпущено в 17 раз больше, чем револьверных. До середины 1944 года за линию фронта их было переброшено около 100 тысяч, так что беззвучный огонь вели по врагу порядка 5,5 тысячи партизанских наганов. Немало для оружия специального назначения!
Андрей ТОРБИН, краевед.