4.4 C
Осиповичи
Четверг, 25 февраля, 2021
Еще

    Осиповщина: как это было. Далекая переправа

    Популярное

    Как в Осиповичах убирают места общего пользования

    Згадзіцеся, кожны хоча бачыць у сваім доме чысціню і парадак. А за яго межамі? Далёка хадзіць не будзем, а параўнаем, ці адпавядае знешні выгляд вашай кватэры і лесвічнай пляцоўкі. Мяркую, што большасць адкажа: “Вельмі адрозніваецца”. А чаму? Бо пераважае пазіцыя: “Мая жылплошча — гэта мая асабістая маёмасць, а пад’езд — плошча агульнага карыстання, і для іншых наводзіць парадак я не збіраюся. Лепш пасваруся з камунальнікамі: чаму кожны дзень вільготнай уборкі не робяць?”

    23 февраля в Осиповичах впервые состоялся «Забег настоящих мужчин»

    В Осиповичах впервые прошел «Забег настоящих мужчин». Мороз и ветер не испугали участников. На старт вышли 50 человек. Причем, в мероприятии принимали участие не только мужчины. Дистанцию пробежали и юные спортсмены: Тимофей Соколовский (7 лет) и Михаил Яковюк (8 лет). Также в составе участников был аксакал легкой атлетики -  Борис Михайлович Липский (79 лет).

    21 февраля осиповичские военные провели день открытых дверей

    21 лютага асіповіцкія вайскоўцы правялі дзень адчыненых дзвярэй, падчас якога Паўднёвы ваенны гарадок наведалі каля 300 школьнікаў з Асіповіцкага, Кіраўскага, Касцюковіцкага, Чэрыкаўскага і Хоцімскага раёнаў. Пераважна гэта былі юнакі-старшакласнікі і дзяўчаты, якія збіраюцца атрымліваць прафесіі, звязаныя са службай у арміі, органах МУС і МНС.

    Предвыборная программа кандидата в депутаты Натальи Книги

    Предвыборная программа кандидата в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва по Осиповичскому избирательному округу № 89 Книги Натальи Ивановны Работая вместе, сделаем...
    Асiповiцкi Край
    Асiповiцкi Крайhttp://gzt-akray.by
    Издание существует с 1931 года. Сегодня "Асіповіцкі край" выходит дважды в неделю по вторникам и пятницам. Тираж - около 5 тыс. экземпляров. Приоритетная тема для журналистов "районки" - жизнь Осиповщины: люди, работа предприятий и организаций, массовые мероприятия и многое другое. Оставайтесь с нами!

    В книге «Память» приведены воспоминания Ю.Ф.Бабины о разгроме 65 и 153 полков 32 кавалерийской дивизии, окруженных в лесу Липники в первых числах августа 1941 года.  Описание этого эпизода военного лихолетья содержит любопытную подробность: «…на высотке Могилевского парка в Осиповичах (немцы — авт.) развернули артиллерию и подтянули бронепоезд, другой бронепоезд поставили в Татарке…»

    Попытка узнать подробности использования оккупантами «панцерцугов»* на территории района привела к весьма неожиданным результатам. Очевидно, что бронепоезд в описанном эпизоде был все же один: во время обстрела он патрулировал железную дорогу на участке Осиповичи-Татарка. Но главное — вполне вероятно, что это был советский бронепоезд, захваченный месяцем ранее при не менее драматических обстоятельствах.

    Но прежде чем начать рассказ о результатах исторической реконструкции очередной забытой страницы осиповичской истории, стоит разобраться, что же представляли собой бронепоезда и какие задачи ставили перед ними военное и политическое руководство СССР, разрабатывая планы стратегического развертывания. Проще говоря — планы войны.

    «…Наш бронепоезд стоит на запасном пути»

    Пика популярность бронепоездов достигла во время гражданской войны, охватившей территорию бывшей Российской империи. В условиях острого недостатка путей сообщений возможности этих боевых машин были незаменимы. Однако уже к концу 20-х годов использование в военных целях громоздких, слабобронированных и, главное, жестко привязанных к рельсам «крепостей на колесах» стало делом бесперспективным. Тем не менее, устаревшее оружие не пошло на переплавку: значительная часть советских бронепоездов перешла в ведение НКВД. Логика в такой «рокировке» была, хотя и весьма зловещая. Готовясь к коллективизации, Иосиф Сталин не исключал возможность возникновения крестьянских восстаний, поэтому бронепоезда, чья грозная сила широко пропагандировалась кино, песнями и прочим пролетарским искусством, были идеальным инструментом для устрашения собственного народа.

    Позже «стальные змеи» ведомства Лаврентия Берии сосредоточились на охране железнодорожных и прочих стратегических объектов, а в 1939-1940 годах активно применялись для зачистки территорий Западной Беларуси, Украины и Бессарабии от «контрреволюционных» элементов.

    Что же касается их армейских собратьев, то стратегия РККА определила бронепоездам довольно скромную роль в предстоящих сражениях: разведка и огневая поддержка диверсионных групп, захват и удержание до прибытия основных сил узловых станций и мостов. Из-за уязвимости от авиации, дальнобойной артиллерии и танков, «сухопутным броненосцам» надлежало перемещаться по ночам, днем прятаться в укрытиях, а действовать в предрассветных сумерках. Огневую позицию требовалось покидать как можно быстрее, поэтому стрельба из орудий должна была вестись в максимальном темпе. Зона эффективного огня в таких условиях ограничивалась дистанцией 1,5-2 километра.

    Вне зависимости от конструкции ударную силу «классического» довоенного бронепоезда представляли 2-3 двухбашенных бронеплощадки (толщина стенок защитного корпуса составляла всего 10-20 мм) с 76 (реже 107) миллиметровыми орудиями и 4-6 пулеметами.

    Существовали также зенитные бронепоезда. Они имели более слабую броневую защиту, зато вооружались дальнобойными полуавтоматическими пушками.

    бепо 172352694Зенитный БЕПО на ст. Свислочь

    В целом же бронепоезд (официально сокращение — БЕПО) представлял собой автономное подразделение, в которое, кроме броневагонов, входили 2 паровоза (бронированный — для боя и обыкновенный — его называли «черным» и использовали для сохранения ресурса боевых локомотивов), несколько бронедрезин, автомобилей, мотоциклов, платформы с большим запасом рельсов и стрелочных переводов. Для хранения боеприпасов применялся бронированный вагон, закамуфлированный под стандартный товарный, а для размещения экипажа — несколько обычных пассажирских. И, конечно, был вагон-кухня с приличным запасом провизии.

    Всего в состав бронепоезда входило 15-20 вагонов, большая часть которых перед боем оставлялась в безопасном месте.

    Условия службы у экипажей «сухопутных броненосцев» были суровыми, поэтому требования к его психологической устойчивости и физическим параметрам предъявлялись жесткие. Личный состав должен был иметь «крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную   систему, нормальные зрение и слух, крепкие нервы и твердость характера».

    По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда, в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Оперативные войска НКВД располагали 25 бронепоездами с 32 артиллерийскими бронеплощадками, 36 мотоброневагонами и 7 бронеавтомобилями.

    В зоне боевых действий

    В состоянии хаоса первых дней войны бронепоезда использовались для прикрытия отступающих войск и, что не менее важно, защиты эшелонов с военным имуществом, спешно отгоняемых в тыл. Четырехугольник Слуцк-Лида-Борисов-Осиповичи был местом сосредоточения складов сразу трех армий — 3, 4 и 10, поэтому запасы горючего, боеприпасов, продуктов питания, обмундирования здесь были сосредоточены огромные.

    Эшелоны отсюда могли двигаться на восток по трем линиям, причем самая безопасная проходила через железнодорожный узел Осиповичи. В общем, не случайно в документах, относящихся к первой неделе войны, фигурирует как минимум 4 бронепоезда, «засветившихся» поблизости от этой станции — № 44, 51, 52 и 60, плюс 2 погибших в бою, который произошел 29 июня-1 июля у станции Свислочь (нынешнее Елизово). Один из них известен точно — Бепо № 73 3-й дивизии НКВД. Название второго установить не удалось. Предположительно это был 239-й отдельный зенитный артдивизион железнодорожных установок — один из тех самых зенитных бронепоездов.

    Цена выигранного дня

    О сражении за мосты через Березину сохранились рапорта командиров воинских частей (двух советских и одной немецкой), воспоминания нескольких непосредственных участников и очевидцев — мирных жителей. Все они описывают произошедшее совершенно по-разному, что позволяет сложить 4 версии давнего события. Приведенное ниже описание также не претендует на абсолютную достоверность. Это всего лишь пятая попытка составить наименее противоречивую причинно-следственную связь между немногочисленными точно установленными фактами.

    …29 июня 8-я воздушно-десантная бригада получила приказ прикрыть переправы в районе Свислочи (в тот же день начался рейд 214 вдбр в район Старых Дорог. См «АК» от 8.05.2012 г. «О чем молчит утерянный архив» — авт.). Деревню десантникам пришлось брать в упорном бою, длившемся около 10 часов. Потери противника составили 10 танков, 12 бронетранспортеров и более 150 убитых. Десантная бригада лишилась 6 танков,         4 орудий и минометов, 56 бойцов. Еще 102 человека получили ранения.

    Потом командир 8 вдбр подполковник Александр Онуфриев по непонятной причине принял решение переправить основные силы на восточный берег Березины через деревянный мост, а для обороны местечка и автомобильного моста через реку Свислочь оставил всего один батальон. За следующий день десантники подготовили оборонительные позиции, на которые утром 1 июля обрушились вражеские танки и мотопехота. Справиться с относительно небольшой, но глубоко зарывшейся в землю группой десантников немцы смогли только после трех атак, нескольких продолжительных артналетов и массированной бомбардировки позиций пикировщиками «штука» — «Юнкерс-87».

    бепо 172352694Пленные красноармейцы в д. Углата

    Спустя некоторое время враг захватил и деревянный мост через Березину. По нему удалось переправить до 9 единиц бронетехники (легких танков или бронемашин), после чего пролет моста рухнул. Бои с прорвавшимися на левый берег реки немцами продолжались до 4 июля, но их описание выходит за рамки данной публикации. А вот события, благодаря которым десантники получили целый день на подготовку своих позиций, попробуем восстановить.

    …Около 5 часов утра 30 июня к поселку Елизово подошли вражеские танки, мотопехота и артиллерия (35 танковый и 103 артиллерийский полк 4 танковой дивизии). Гарнизон, охранявший станцию и расположенный поблизости железнодорожный мост, вступил в бой. При общем неравенстве сил вооруженная охрана не продержалась бы и нескольких часов, но когда немцы уже подобрались к автопутепроводу, сюда прибыл зенитный бепо. Причем не один:  вместе с ним двигались эшелон с красноармейцами и 1 или 2 состава с эвакуируемым имуществом.

    Орудия бронепоезда немедленно открыли огонь, и «лобовая» танковая атака немцев захлебнулась. Однако из-за конструктивных особенностей бронеплощадок стрелять вперед прямой наводкой зенитки не могли, поэтому железнодорожный мост оказался в «мертвой зоне». Немцы очень быстро выявили это уязвимое место «железнодорожной крепости» и грамотно им воспользовались.

    Выбив охрану, фашисты начали готовить мост для переброски танков и оборудовать рядом с ним артиллерийские позиции.

    Тем временем экипаж бронепоезда отправил радиограмму с требованием подкреплений, реакцией на которую стал следующий рапорт начальника могилевского гарнизона полковника Воеводина в штаб Западного фронта: «…Бронепоезд бронетанковой бригады тов. Буйнова… ведет бой и просит помощи — один бронепоезд и 50 человек…»

    Приказ отбить мост через Березину получил командир Бепо № 73 старший лейтенант Дмитрий Малышев и немедленно приступил к его выполнению. Бронепоезд подошел на расстояние прямой видимости к елизовскому мосту в период между 10 и 12.30 часами.

    Вопросы без ответов

    Каким было реальное участие бепо № 73 в дальнейшем сражении определить крайне сложно. Возможно, он был остановлен одним (!) противотанковым орудием, которое немцы успели установить около путей. Вполне допустимо, что бронепоезд на какое-то время отогнал врага от переправы, уничтожил несколько танков и сбил 2 самолета, но был вынужден вернуться на лесистый левый берег Березины, пытаясь уклониться от атак пикировщиков.

    Как бы то ни было, но под прицельно сброшенную серию бомб бепо все же попал. Две платформы с рельсами были уничтожены, паровоз подбит. Бронеплощадки серьезных повреждений не получили, однако их конец был лишь вопросом времени: по неподвижному составу начала вести прицельный огонь вражеская артиллерия…

    Ситуация стала безнадежной, и Малышев приказал экипажу оставить бронепоезд. Это случилось на перегоне Елизово-Тачанка примерно в 2 километрах от моста, который поезд так и не отстоял.

    Группа примерно из 10 бойцов и командиров была расстреляна немцами неподалеку от деревни Вирков, остальным удалось добраться до Могилева. Не выполнивший поставленную задачу Малышев был отдан под суд, но его действия в сложившихся обстоятельствах были признаны правильными. Вскоре экипаж разбитого бронепоезда получил новую матчасть и отличился при обороне Москвы.

    Подбитый бепо № 73 оставался на месте последнего боя как минимум до сентября, пока немецкие железнодорожники не нашли способ отбуксировать его в Могилев.

    бепо172352633БЕПО №73 на месте последнего боя

    Сражение в Елизове закончилось победой немцев к вечеру того же дня. Похоже, у зенитного бепо было мало снарядов, и когда он больше не мог вести огонь, немецкие «панцеры» раздавили оставшиеся очаги сопротивления. В плен было взято около 3 тысяч советских бойцов и командиров.

    Захваченный бронепоезд не потерял подвижности, поэтому вскоре отправился в Минск на ремонт. К началу операции по уничтожению частей 32 кавдивизии он уже наверняка был боеспособен и вполне мог принимать участие в обстреле леса Липники.

    Что же касается мостов через Березину, то 4 танковая дивизия вермахта ими так и не воспользовалась. Известно, что 3 июля по железнодорожному мосту в Елизово вернулась бронетехника, которая участвовала в боях с десантниками на левом берегу этой реки.

    И напоследок попробуем посмотреть на елизовское сражение с позиций 8 вдбр. Разведка десантников должна была узнать причины близкой канонады и доложить командованию. Однако пока немцы громили защитников станции и железнодорожного моста, десантники продолжали вести подготовку к обороне собственных позиций. Выходить за рамки полученного приказа — удержать деревню Свислочь — командир 8 вдбр не стал. Поступил он явно не героически, но, видимо, у него были причины нарушить знаменитый принцип «сам погибай, а товарища выручай». Война ведь далеко не такое романтическое приключение, как это показано в фильме «Последний бронепоезд»…

    *Panzerzug — бронепоезд (нем.).

    Дмитрий САВРИЦКИЙ.

    Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала краеведам Андрею Торбину, Александру Дорошу, начальнику ОВДТ Владимиру Мамсикову и учителю Елизовской СШ Светлане Астрашевской.

    Использованы материалы сайтов patriotcenter.ru, wap.imf.forum24.ru, vif2ne.ru, photo.qip.ru, wap.nkvd.borda.ru, von-mackensen.livejournal.com

    Реклама

    Последнее

    3 марта пройдет национальный онлайн-семинар «Доступ к технологиям и создание сети Центров поддержки технологий и инноваций в Беларуси»

    3 марта 2021 г. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальный центр интеллектуальной собственности проведут национальный онлайн-семинар «Доступ к технологиям и создание сети Центров поддержки технологий и инноваций (ЦПТИ) в Беларуси».

    27 февраля пройдет прямая телефонная линия

    27 февраля, в субботу, начальник Могилевского областного управления Департамента охраны МВД Республики Беларусь полковник милиции Игорь Иванович Драчёв проведет прямую телефонную линию.

    «За безопасное пользование электрической энергией и газом в быту»

      С начала года осложнилась обстановка с пожарами и гибелью людей на них. За период с 01.01.2021 по 22.02.2020 в Могилевской области произошло 162 пожара, на которых погибло 37 человек.

    Осиповичский РОЧС рассказывает о правилах безопасности детей дома

    Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности. Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

    Осиповичский районный отдел по чрезвычайным ситуациям напоминает: неосторожное обращение с огнем является самой распространенной причиной возникновения пожара!!!

    По состоянию на 19.02.2021 в Осиповичском районе произошел 1 пожар по причине неосторожного обращения с огнем, гибели людей на пожаре не зарегистрировано, (за 2020 год произошло 15 пожаров, погибло 6 человек).