В книге «Память» приведены воспоминания Ю.Ф.Бабины о разгроме 65 и 153 полков 32 кавалерийской дивизии, окруженных в лесу Липники в первых числах августа 1941 года. Описание этого эпизода военного лихолетья содержит любопытную подробность: «…на высотке Могилевского парка в Осиповичах (немцы — авт.) развернули артиллерию и подтянули бронепоезд, другой бронепоезд поставили в Татарке…»
Попытка узнать подробности использования оккупантами «панцерцугов»* на территории района привела к весьма неожиданным результатам. Очевидно, что бронепоезд в описанном эпизоде был все же один: во время обстрела он патрулировал железную дорогу на участке Осиповичи-Татарка. Но главное — вполне вероятно, что это был советский бронепоезд, захваченный месяцем ранее при не менее драматических обстоятельствах.
Но прежде чем начать рассказ о результатах исторической реконструкции очередной забытой страницы осиповичской истории, стоит разобраться, что же представляли собой бронепоезда и какие задачи ставили перед ними военное и политическое руководство СССР, разрабатывая планы стратегического развертывания. Проще говоря — планы войны.
«…Наш бронепоезд стоит на запасном пути»
Пика популярность бронепоездов достигла во время гражданской войны, охватившей территорию бывшей Российской империи. В условиях острого недостатка путей сообщений возможности этих боевых машин были незаменимы. Однако уже к концу 20-х годов использование в военных целях громоздких, слабобронированных и, главное, жестко привязанных к рельсам «крепостей на колесах» стало делом бесперспективным. Тем не менее, устаревшее оружие не пошло на переплавку: значительная часть советских бронепоездов перешла в ведение НКВД. Логика в такой «рокировке» была, хотя и весьма зловещая. Готовясь к коллективизации, Иосиф Сталин не исключал возможность возникновения крестьянских восстаний, поэтому бронепоезда, чья грозная сила широко пропагандировалась кино, песнями и прочим пролетарским искусством, были идеальным инструментом для устрашения собственного народа.
Позже «стальные змеи» ведомства Лаврентия Берии сосредоточились на охране железнодорожных и прочих стратегических объектов, а в 1939-1940 годах активно применялись для зачистки территорий Западной Беларуси, Украины и Бессарабии от «контрреволюционных» элементов.
Что же касается их армейских собратьев, то стратегия РККА определила бронепоездам довольно скромную роль в предстоящих сражениях: разведка и огневая поддержка диверсионных групп, захват и удержание до прибытия основных сил узловых станций и мостов. Из-за уязвимости от авиации, дальнобойной артиллерии и танков, «сухопутным броненосцам» надлежало перемещаться по ночам, днем прятаться в укрытиях, а действовать в предрассветных сумерках. Огневую позицию требовалось покидать как можно быстрее, поэтому стрельба из орудий должна была вестись в максимальном темпе. Зона эффективного огня в таких условиях ограничивалась дистанцией 1,5-2 километра.
Вне зависимости от конструкции ударную силу «классического» довоенного бронепоезда представляли 2-3 двухбашенных бронеплощадки (толщина стенок защитного корпуса составляла всего 10-20 мм) с 76 (реже 107) миллиметровыми орудиями и 4-6 пулеметами.
Существовали также зенитные бронепоезда. Они имели более слабую броневую защиту, зато вооружались дальнобойными полуавтоматическими пушками.
Зенитный БЕПО на ст. Свислочь
В целом же бронепоезд (официально сокращение — БЕПО) представлял собой автономное подразделение, в которое, кроме броневагонов, входили 2 паровоза (бронированный — для боя и обыкновенный — его называли «черным» и использовали для сохранения ресурса боевых локомотивов), несколько бронедрезин, автомобилей, мотоциклов, платформы с большим запасом рельсов и стрелочных переводов. Для хранения боеприпасов применялся бронированный вагон, закамуфлированный под стандартный товарный, а для размещения экипажа — несколько обычных пассажирских. И, конечно, был вагон-кухня с приличным запасом провизии.
Всего в состав бронепоезда входило 15-20 вагонов, большая часть которых перед боем оставлялась в безопасном месте.
Условия службы у экипажей «сухопутных броненосцев» были суровыми, поэтому требования к его психологической устойчивости и физическим параметрам предъявлялись жесткие. Личный состав должен был иметь «крепкое сложение при небольшом росте, хорошо развитую мышечную систему, нормальные зрение и слух, крепкие нервы и твердость характера».
По состоянию на 22 июня 1941 года Красная Армия имела 53 бронепоезда, в составе которых было 53 бронепаровоза, 106 артиллерийских бронеплощадок, 28 бронеплощадок ПВО и более 160 бронеавтомобилей, приспособленных для движения по железной дороге. Оперативные войска НКВД располагали 25 бронепоездами с 32 артиллерийскими бронеплощадками, 36 мотоброневагонами и 7 бронеавтомобилями.
В зоне боевых действий
В состоянии хаоса первых дней войны бронепоезда использовались для прикрытия отступающих войск и, что не менее важно, защиты эшелонов с военным имуществом, спешно отгоняемых в тыл. Четырехугольник Слуцк-Лида-Борисов-Осиповичи был местом сосредоточения складов сразу трех армий — 3, 4 и 10, поэтому запасы горючего, боеприпасов, продуктов питания, обмундирования здесь были сосредоточены огромные.
Эшелоны отсюда могли двигаться на восток по трем линиям, причем самая безопасная проходила через железнодорожный узел Осиповичи. В общем, не случайно в документах, относящихся к первой неделе войны, фигурирует как минимум 4 бронепоезда, «засветившихся» поблизости от этой станции — № 44, 51, 52 и 60, плюс 2 погибших в бою, который произошел 29 июня-1 июля у станции Свислочь (нынешнее Елизово). Один из них известен точно — Бепо № 73 3-й дивизии НКВД. Название второго установить не удалось. Предположительно это был 239-й отдельный зенитный артдивизион железнодорожных установок — один из тех самых зенитных бронепоездов.
Цена выигранного дня
О сражении за мосты через Березину сохранились рапорта командиров воинских частей (двух советских и одной немецкой), воспоминания нескольких непосредственных участников и очевидцев — мирных жителей. Все они описывают произошедшее совершенно по-разному, что позволяет сложить 4 версии давнего события. Приведенное ниже описание также не претендует на абсолютную достоверность. Это всего лишь пятая попытка составить наименее противоречивую причинно-следственную связь между немногочисленными точно установленными фактами.
…29 июня 8-я воздушно-десантная бригада получила приказ прикрыть переправы в районе Свислочи (в тот же день начался рейд 214 вдбр в район Старых Дорог. См «АК» от 8.05.2012 г. «О чем молчит утерянный архив» — авт.). Деревню десантникам пришлось брать в упорном бою, длившемся около 10 часов. Потери противника составили 10 танков, 12 бронетранспортеров и более 150 убитых. Десантная бригада лишилась 6 танков, 4 орудий и минометов, 56 бойцов. Еще 102 человека получили ранения.
Потом командир 8 вдбр подполковник Александр Онуфриев по непонятной причине принял решение переправить основные силы на восточный берег Березины через деревянный мост, а для обороны местечка и автомобильного моста через реку Свислочь оставил всего один батальон. За следующий день десантники подготовили оборонительные позиции, на которые утром 1 июля обрушились вражеские танки и мотопехота. Справиться с относительно небольшой, но глубоко зарывшейся в землю группой десантников немцы смогли только после трех атак, нескольких продолжительных артналетов и массированной бомбардировки позиций пикировщиками «штука» — «Юнкерс-87».
Пленные красноармейцы в д. Углата
Спустя некоторое время враг захватил и деревянный мост через Березину. По нему удалось переправить до 9 единиц бронетехники (легких танков или бронемашин), после чего пролет моста рухнул. Бои с прорвавшимися на левый берег реки немцами продолжались до 4 июля, но их описание выходит за рамки данной публикации. А вот события, благодаря которым десантники получили целый день на подготовку своих позиций, попробуем восстановить.
…Около 5 часов утра 30 июня к поселку Елизово подошли вражеские танки, мотопехота и артиллерия (35 танковый и 103 артиллерийский полк 4 танковой дивизии). Гарнизон, охранявший станцию и расположенный поблизости железнодорожный мост, вступил в бой. При общем неравенстве сил вооруженная охрана не продержалась бы и нескольких часов, но когда немцы уже подобрались к автопутепроводу, сюда прибыл зенитный бепо. Причем не один: вместе с ним двигались эшелон с красноармейцами и 1 или 2 состава с эвакуируемым имуществом.
Орудия бронепоезда немедленно открыли огонь, и «лобовая» танковая атака немцев захлебнулась. Однако из-за конструктивных особенностей бронеплощадок стрелять вперед прямой наводкой зенитки не могли, поэтому железнодорожный мост оказался в «мертвой зоне». Немцы очень быстро выявили это уязвимое место «железнодорожной крепости» и грамотно им воспользовались.
Выбив охрану, фашисты начали готовить мост для переброски танков и оборудовать рядом с ним артиллерийские позиции.
Тем временем экипаж бронепоезда отправил радиограмму с требованием подкреплений, реакцией на которую стал следующий рапорт начальника могилевского гарнизона полковника Воеводина в штаб Западного фронта: «…Бронепоезд бронетанковой бригады тов. Буйнова… ведет бой и просит помощи — один бронепоезд и 50 человек…»
Приказ отбить мост через Березину получил командир Бепо № 73 старший лейтенант Дмитрий Малышев и немедленно приступил к его выполнению. Бронепоезд подошел на расстояние прямой видимости к елизовскому мосту в период между 10 и 12.30 часами.
Вопросы без ответов
Каким было реальное участие бепо № 73 в дальнейшем сражении определить крайне сложно. Возможно, он был остановлен одним (!) противотанковым орудием, которое немцы успели установить около путей. Вполне допустимо, что бронепоезд на какое-то время отогнал врага от переправы, уничтожил несколько танков и сбил 2 самолета, но был вынужден вернуться на лесистый левый берег Березины, пытаясь уклониться от атак пикировщиков.
Как бы то ни было, но под прицельно сброшенную серию бомб бепо все же попал. Две платформы с рельсами были уничтожены, паровоз подбит. Бронеплощадки серьезных повреждений не получили, однако их конец был лишь вопросом времени: по неподвижному составу начала вести прицельный огонь вражеская артиллерия…
Ситуация стала безнадежной, и Малышев приказал экипажу оставить бронепоезд. Это случилось на перегоне Елизово-Тачанка примерно в 2 километрах от моста, который поезд так и не отстоял.
Группа примерно из 10 бойцов и командиров была расстреляна немцами неподалеку от деревни Вирков, остальным удалось добраться до Могилева. Не выполнивший поставленную задачу Малышев был отдан под суд, но его действия в сложившихся обстоятельствах были признаны правильными. Вскоре экипаж разбитого бронепоезда получил новую матчасть и отличился при обороне Москвы.
Подбитый бепо № 73 оставался на месте последнего боя как минимум до сентября, пока немецкие железнодорожники не нашли способ отбуксировать его в Могилев.
БЕПО №73 на месте последнего боя
Сражение в Елизове закончилось победой немцев к вечеру того же дня. Похоже, у зенитного бепо было мало снарядов, и когда он больше не мог вести огонь, немецкие «панцеры» раздавили оставшиеся очаги сопротивления. В плен было взято около 3 тысяч советских бойцов и командиров.
Захваченный бронепоезд не потерял подвижности, поэтому вскоре отправился в Минск на ремонт. К началу операции по уничтожению частей 32 кавдивизии он уже наверняка был боеспособен и вполне мог принимать участие в обстреле леса Липники.
Что же касается мостов через Березину, то 4 танковая дивизия вермахта ими так и не воспользовалась. Известно, что 3 июля по железнодорожному мосту в Елизово вернулась бронетехника, которая участвовала в боях с десантниками на левом берегу этой реки.
И напоследок попробуем посмотреть на елизовское сражение с позиций 8 вдбр. Разведка десантников должна была узнать причины близкой канонады и доложить командованию. Однако пока немцы громили защитников станции и железнодорожного моста, десантники продолжали вести подготовку к обороне собственных позиций. Выходить за рамки полученного приказа — удержать деревню Свислочь — командир 8 вдбр не стал. Поступил он явно не героически, но, видимо, у него были причины нарушить знаменитый принцип «сам погибай, а товарища выручай». Война ведь далеко не такое романтическое приключение, как это показано в фильме «Последний бронепоезд»…
*Panzerzug — бронепоезд (нем.).
Дмитрий САВРИЦКИЙ.
Автор выражает искреннюю признательность за помощь в подготовке материала краеведам Андрею Торбину, Александру Дорошу, начальнику ОВДТ Владимиру Мамсикову и учителю Елизовской СШ Светлане Астрашевской.
Использованы материалы сайтов patriotcenter.ru, wap.imf.forum24.ru, vif2ne.ru, photo.qip.ru, wap.nkvd.borda.ru, von-mackensen.livejournal.com